Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0
Фотографии секретного советского перспективного танка «Объект
490», разработанного харьковскими конструкторами в середине 1980-х годов
прошлого века опубликовали в Сети.
Машина стала воплощением идей харьковских конструкторов,
задействованных в проекте «Бунтарь», ставшем продолжением начатой еще в начале
1970-х годов масштабной программы по созданию основного боевого танка нового
поколения. Их разработка действительно могла опередить мировое танкостроение на
годы вперед, пишет РГ.
Инженеры предложили два варианта компоновки: «Объект 490»
предполагал экипаж из двух человек, размещенных в низкопрофильной башне, а «Объект
490А» был рассчитан на трех человек.
Первая версия и стала во многом инновационной. Основным ее
принципом стало разделение корпуса на изолированные друг от друга отсеки.
Спереди размещался топливный отсек с перегородками и броневой защитой от
наиболее распространенных в тот период средств поражения бронетехники.
Конструкторы исходили из того, что повреждение этого отсека
в бою или частичная утрата топлива не повлекут потери боеспособности машины. В
центре танка находился отсек экипажа. Он был защищен основным комбинированным
бронированием и экранированной броней носового узла с топливом.
Боекомплект был изолирован — между башенным автоматом
заряжания и боевым отделением имелась бронепреграда, препятствующая поражению
танка. И все же на случай детонации зарядов в крыше отсека корпуса и в днище
отсека башенного автомата предусматривались «вышибные пластины».
Вооружался танк 125-миллиметровым орудием повышенной
мощности 2А66. Прицельный комплекс, как предполагалось, должен был состоять из
двух панорамных прицелов. При этом ночной панорамный прицел размещался отдельно
и передавал информацию экипажу дистанционно.
Инновационная конструкция
Конструкция «Объекта 490» обеспечивала значительный
рост боевых показателей при небольшой массе и габаритах. Однако преимущества
низкого силуэта машины перекрывались недостатками: низкой линией визирования и
возможностью утыкания пушки в грунт. Во многом именно из-за этого разработчики
остановились на варианте с экипажем из трех человек — «Объекте 490А» — танк
обладал более высоким профилем корпуса и вынесенной пушкой.
Механик-водитель в нем располагался по левую сторону, а
справа находился топливный бак на 1290 литров. Рабочее место командира
размещалось в боевом отделении над наводчиком слева от пушки. Посадка и высадка
из машины происходила через люк в башне.
Помимо основного оружия танк оснащался двумя спаренными
7,62-мм пулеметами и дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7
миллиметра. Для наблюдения за обстановкой и дублирования управления огнем
командир имел панаромный прицел. Дневной прицел наводчика располагался с левой
стороны башни, а тепловизионный прицел — с правой стороны башни. Обзор
обеспечивался с помощью оптико-волоконных устройств, установленных по периметру
башни.
В «Объекте 490А» боекомплект также был изолирован и
располагался в правой части боевого отделения. Танк обладал высоким уровнем
бронирования и минимальным числом ослабленных зон. Защита бортов и крыши была
комбинированной. В лобовых проекциях предполагалась установка динамической
защиты. По некоторым данным, броня машины состояла из десяти слоев металла и
керамики.
Все это безусловно сказалось на массе танка — она достигала
48-50 тонн. Динамику при таком весе должен был обеспечивать двигатель 6ТД
мощность в одну тысячу лошадиных сил.
По проекту «Бунтарь» полностью был разработан лишь один
опытный образец «Объекта 490А», второй макет так и не был закончен. Работы над
изделием были прекращены в 1984 году после того, как на перспективный танк было
решено ставить пушку калибра 152 миллиметра.