Новосибирский транспорт начал полную смену системы оплаты. Корреспонденты Sibnet.ru выяснили,
зачем менять билеты на чеки и почему новые правила увеличат количество «зайцев».
Новые платёжные терминалы начали работу в новосибирском
муниципальном транспорте с 15 февраля. Технически они мало чем отличаются от
старых устройств для безналичного расчёта. Но теперь вместо билета пассажир
получает настоящий документ — чек с подробной информацией о поездке.
«На чеке отображается информация о времени поездки,
маршруте. Поездка регистрируется в системе, то есть пассажир может зайти на наш
сервис (в интернете) и увидеть свою поездку. Допустим, работодателю показать,
что он ехал куда-то», — поясняет начальник отдела информационных технологий новосибирского
МУП «Пассажиртрансснаб» Иван Николенко.
По его словам, новая система даёт больше возможностей как для самих пассажиров, так и для тех, кто рассчитывает маршруты городского транспорта. Главное отличие новой системы от старой схемы с транспортными картами в том, что в ней фиксируются и те пассажиры, которые ездят за наличные.
«Мы можем смотреть плотность пассажиропотока, векторы пассажиропотока, то есть каким-то образом маршрутную сеть регулировать. Раньше наличного расчёта в нашей системе не было вообще, то есть мы не могли отследить, кто куда едет. Не знали, где наиболее плотный у нас пассажирский поток происходит в Новосибирске. Сейчас мы можем по времени определить, где люди садятся», — рассказывает Николенко.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Сейчас около 500 новых терминалов появились в муниципальных
автобусах, троллейбусах и трамваях. Следующим этапом реализации программы
станет внедрение системы на немуниципальных автобусах — там терминалов
потребуется около тысячи.
«Третий этап нашей реформы — предложение той же системы на
маршрутные такси. Понято, что оборот увеличится», — говорит представитель «Пассажиртрансснаба».
Тем не менее, о том, когда именно наступят второй и третий этапы, сейчас
говорить рано.
Что касается оборотов, финансовая схема выглядит просто:
оборудование предоставил инвестор (группа компаний «Центр финансовых технологий»)
с расчётом на то, что процент с каждой поездки будет поступать ему. Поэтому,
объясняет Николенко, ему будет выгодно внедрять новую систему на большее
количество транспорта.
Каждый терминал для оплаты стоит около 30 тысяч рублей. Но,
говорит специалист, прежние стоили примерно столько же.
«Если текущую инфраструктуру обслуживать, она скоро
сломается вся. А есть инвестор, естественно, (он) заинтересован в работе
технической инфраструктуры», — уточняет представитель МУП.
БЕЗ ПРОВОКАЦИЙ?
Ещё один безусловный плюс новых терминалов, рассказывает начальник
филиала «Дзержинский троллейбусный» Олег Шильмейстер, заключается в том, что он
исключит незаконные схемы оплаты: когда пассажир, отдавая кондуктору меньшую
сумму, платит её «мимо кассы».
«Естественно, финансовая всегда была проблема. Живые деньги,
рядом человек — это неизбежно всегда приводило к провокациям. Существующая система
учёта, конечно, повысит возможности для финансового контроля», — говорит
Шильмейстер.
По его мнению, кондукторы привыкнут к новой системе не
сразу. На то, чтобы отладить работу по новым правилам, им готовы дать несколько
недель.
«Это пилотная эксплуатация, надо понимать, что возникает
очень много разнообразных вопросов, они (кондукторы) не привыкли к этим
терминалам. Это серьёзная и сложная техника. Но вопросов становится всё меньше,
и я думаю, что эксплуатация приведёт нас к переходу на эту форму оплаты», —
уверен собеседник.
«Ничего трудного и страшного не было. Я пришла на работу,
мне его дали, сказали, какие кнопочки нажать. И я с первого дня начала
работать. Есть, конечно, проблемки,
неполадочки, всё написали, отдали руководству своему», — рассказывает
кондуктор троллейбуса №23 с четырёхлетним стажем Елена Гусева.
По её словам, самый главный плюс новой системы в том, что
терминал фиксирует все поездки автоматически — теперь кондукторам не нужно
вести отчётность в бумажном журнале.
«Понимаете, доезжаем до конечной, надо записать это всё. А тут
не надо ничего записывать — рейс перевела и сиди. Работы меньше, конечно. Но только
вот когда наплыв пассажиров большой, конечно, медленнее идёт… Чеки… Подождать,
пока чек выйдет. А так, в принципе, работать можно», — говорит Гусева.
ЗАЙЦЕВ БУДЕТ БОЛЬШЕ
Но есть у кондукторов и определённое опасение, о котором их
начальство не упоминает. Скорость работы с чеками увеличит количество
безбилетников, считает собеседница.
«Зайцев, будет, конечно, да, больше. Потому что в час пик
можно не успеть… Не все могут успеть. Пока, как вам сказать, надо побыстрее, а
побыстрее никак не выходит — надо ждать, пока чек выйдет. Не будешь же заранее
готовить чеки», — объясняет она.
В планах «Пассажиртрансснаба» — после того, как все
привыкнут к новым терминалам, начинать вводить для них новые карты и в
дальнейшем избавляться от наличного расчёта полностью. Сейчас, по словам Ивана
Николенко, за «живые» деньги в транспорте ездит примерно половина пассажиров.
«Много различных видов проездных мы сможем внедрять. Новые карты
будут для удобства пассажиров — допустим, повременные какие-то», — говорит он,
поясняя, что техническая возможность позволяет сделать так, чтобы за короткую
поездку пассажир платил меньше, чем составляет стандартная цена билета.
Ещё один вектор развития «безнала» в новосибирском
транспорте — расчёт с помощью мобильных телефонов. Пилотный проект работает уже
давно, но о повсеместном его внедрении пока всерьёз не думают.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru