Бывший вице-премьер Аркадий Дворкович объяснил скачок цен на
бензин в России трехнедельной «пересменкой в правительстве», которой воспользовались нефтяники, чтобы реализовать
накопленный потенциал роста стоимости на топливо.
Резкий рост цен на бензин, который произошел в России
весной, связан со сменой правительства, заявил в интервью РБК Аркадий
Дворкович, который до начала мая занимал пост вице-премьера, курирующего ТЭК.
«То, что произошло на бензиновом рынке, скорее вопрос пересменки в правительстве
и отсутствия должного ежедневного управления этой сложной системой сдержек и
противовесов в период этой пересменки», — сказал он.
«Это не обвинение кого бы то ни было, а объективный фактор»,
— подчеркнул Дворкович. По его словам, нефтяники решили реализовать накопленный
потенциал роста цен из-за «небольшой, буквально двух-трехнедельной,
перестановки местами в правительстве и ожиданий, что налоги могут повыситься».
Из-за постоянного конфликта интересов на бензиновом рынке
между нефтяниками и финансовой системой ситуация с ценами на топливо требовала
«ежемесячной работы» с компаниями и «постоянной балансировки интересов». «Если
бы были четкая работа (во время смены правительства), четкое управление
ожиданиями, можно было бы просто распределить в гораздо более длительный
промежуток времени этот накопленный потенциал, сгладить динамику цен», — уверен
бывший вице-премьер.
Рост цен на бензин в России пришелся на апрель—май 2018
года, а до президентских выборов в марте цены почти не росли. В итоге за
январь—май цены на бензин выросли на 7,7%, обогнав инфляцию почти в пять раз.
По стране прокатились митинги против роста цен, а новое правительство,
избранное в середине мая, приняло экстренные меры — снизило акцизы на топливо,
дало возможность вводить экспортные пошлины в 90% на нефтепродукты, а также
ввело специальную надбавку к акцизам.
Однако нефтяники ранее указывали, что цены на топливо
выросли из-за изменения конъюнктуры. Например, по мнению главного
исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, в скачке цен на бензин
виноваты девальвация рубля и рост мировых цен на нефть.
Внутренние цены на топливо в России коррелируют с
экспортными, и при их росте экспортного нетбэка (зарубежные цены минус налоги и
транспортные расходы) нефтяники стараются увеличивать и цены внутри страны,
объясняли эксперты.