Российские банки к концу 2017 года смогут в онлайн-режиме
обменяться черными списками клиентов, которым отказали в обслуживании. Отказникам
не удастся попасть на обслуживание в банк, если им отказали в другом.
Сведения о клиентах, которым отказали в обслуживании, сейчас
поступают в Росфинмониторинг от банков, микрофинансовых компаний,
негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и ломбардов. От
финразведки эти сведения передаются ЦБ. Регулятор, в свою очередь, направляет
их поднадзорным организациям, в первую очередь — банкам. При этом получивший
отказ в обслуживании клиент может обратиться в другую финансовую организацию,
чтобы вновь попытаться, например, получить кредит, пишут «Известия».
«К концу года в рамках изменения закона «О Центральном
банке» личные кабинеты банков появятся на сайтах ЦБ. Регулятор сможет
направлять в адрес кредитной организации необходимые документы — запросы, свои
требования, предписания, разъяснения по поводу применения разных нормативных
актов регулятора и другую информацию. Входят в этот перечень и черные списки
отказников», — пояснил изданию источник,
близкий к Банку России.
По мнению зампреда Национального совета финансового рынка
Александра Наумова, обмен сведениями об отказниках через личный кабинет
уменьшит затраты банков. «Новация позволит улучшить качество работы по обмену
информацией между ЦБ и банками, сократит объем технической работы. И, конечно,
основное — повышается эффективность системы внутреннего контроля по
противодействию легализации преступных доходов», — сказала руководитель службы
финансового мониторинга банка ТКБ Наталия Захарова.
Это означает, что фигурантам черных списков не удастся
попасть на обслуживание в банк, если ранее ему отказали в другом: чем легче
банку получить списки отказников, тем легче контролировать и факты «миграции»
недобросовестных клиентов. Черные списки изначально призваны решить проблему
прихода недобросовестных клиентов банков в крупнейшие банки с целью
«затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и
объемах операций.