Температура в Новосибирске за ночь упала с плюсовой до минус 15,
город вновь сковали пробки — уже в обед они достигали девяти баллов. Эксперты рассказали,
как научиться не нервничать в заторах, чем заняться, чтобы не уснуть и не заскучать, и что делать, если начинают затекать конечности и болеть спина.
Специалисты советуют — и водителю, и пассажиру в пробке
лучше всего не нервничать. Иначе время по ощущениям будет тянуться еще медленнее, а кроме того, есть риск стать участником дорожного конфликта или даже устроить аварию.
«Иногда я провожу внутреннюю практику, когда ты стараешься
не включаться в то, что тебя подрезали — поставить границы между собой и
действиями другого, не воспринимать это как личное оскорбление. Этой практикой
приходится пользоваться, если ты стоишь в пробке, и нервы уже на пределе, нужно
что-то придумать очень срочно», — делится новосибирский психолог Нина Кулиныч.
Кроме того, по её словам, если водитель едет с кем-то
вместе, время в пробке может быть потрачено не зря, а на драгоценные моменты
общения с близкими.
«Я в пробке с детьми повторяю английские слова, это раз.
Говорю слово, а кто-то из детей его отгадывает. Второй вариант — мы играем в
ассоциации, и это для меня, как для психолога, очень полезная игра, потому что
я вижу ещё чуть больше, чем просто ассоциации. Потом, если я еду с детьми, то я
спрашиваю у них, как прошёл их день, потому что в будней жизни не всегда есть
возможность выслушать те вещи, которые взрослые не всегда считают важными», —
рассказывает Кулиныч.
Психолог советует: тот, кто за рулём, может заниматься
делами, не требующими участия рук. Например, слушать обучающие записи или,
наоборот, наговаривать свои мысли на диктофон. Пассажиру же ещё проще: можно
делать записи в блокнот, читать книги.
«Если я буду ехать на работу, то могу подготовить какой-то
разговор на это время, именно не в рабочее время, не дома, а в пути —
пользоваться тем временем, которое у меня есть. Я заранее вношу это в своё
расписание, и всегда есть какое-то дело, которое хорошо бы сделать, но на него
нет времени. А если всё по порядку и всё хорошо, то это будет просто позвонить
маме», — говорит специалист.
Не спи за рулём
Ответственный секретарь «Авто-мото ассоциации» Алексей Носов
уверен: за рулём не стоит заниматься ничем, кроме наблюдения за дорожным
движением. Пушки с секретом: как отогревают замерзшие машины
«Всё, что будет полезным, например, почитать что-нибудь,
будет противоречить правилам дорожного движения. И с электронного устройства
читать нельзя. Это проводит в конечном итоге к невнимательности, из-за которой
происходят мелкие ДТП, которые ещё больше усугубляют пробки», — поясняет
собеседник.
Пассажир, по его словам, может спокойно читать или даже
смотреть фильмы — в наше время технические возможности это позволяют. Хотя, вспоминает
Носов, в общении с водителем тоже есть интересный вариант, как провести время в
пробке с пользой.
«Самое главное развлечение путешественников в дороге —
играть в города. Это поддержит водителя, будет стимулировать работу мозга,
заодно и засыпать не будет», — советует представитель «Авто-мото ассоциации».
Ягодицы как шарик
К сожалению, пробки зачастую длятся столько, что устаёшь не
только морально, но и физически. Несколько полезных советов, как бороться с
этим, дала фитнес-инструктор Наталья Масаева.
«Первое: сидя за рулём, резко сжимаешь руль и разжимаешь,
плечи вверх и вниз. Сжимаете и разжимаете руль, при этом пальчики веером», —
объясняет тренер.
К первому упражнению дальше стоит добавить ещё пару простых
движений: двигать локти в стороны и вниз, при этом раскрывая пальцы. Также можно
двигать головой из стороны в сторону и по кругу.
Советует Масаева также интересный вариант «пилатеса» для
пассажиров: «Вдох, на выдохе максимально притянуты мышцы живота к позвоночнику,
ягодицы напрягаете, они становятся как шарик, приподнимаются. На вдохе вы опять
как бы расширяетесь, на выходе группируетесь вовнутрь и сидите — вдох, выдох».
При таком упражнении, поясняет фитнес-инструктор, работают
мышцы пресса и ягодиц, бёдер. Но главный плюс его в том, что оно незаметно для
окружающих.
«Если сумка на коленях, когда сидим, стараемся соединить
колени максимально вместе, как будто между ними шарик. Задача — снять
напряжение на вдохе, через нос как бы расширяется грудная клетка. Максимальное
напряжение и максимальное расслабление дают возможность снять вот этот псих.
Это самое простое. Или пятки оторвали от пола и поставили, но это заметно. А
работа с прессом и ягодицами — незаметно», — говорит Масаева. Кто спасет из снежного плена: первая репетиция МЧС
Запасы «на чёрный день»
В выходные затруднённое движение может ждать водителей не
только в городе, но и в дальних поездках. На этот счёт несколько полезных
советов есть у ГУ МЧС по Новосибирской области.
«Топливный бак должен быть полным. Неплохо иметь еще с собой
заполненную горючим канистру. Если вы окажетесь в снежном плену, двигатель
нужно будет запускать для того, чтобы в машине было тепло. В сильный мороз
старайтесь не глушить двигатель надолго, так как завести его после длительного
перерыва может быть проблематично», — советуют спасатели.
Кроме того, у водителя, который отправляется в дальний путь,
обязательно должны быть с собой термос, запас еды, тёплые одежда и обувь и
заряженный телефон, чтобы в экстренной ситуации позвонить спасателям.