Число краж автомобилей в Новосибирской области за год
выросло на 23%. Наличие гаража и дорогая сигнализация не спасают,
особенно если машина входит в топ популярности среди угонщиков. Эксперты и
представители полиции рассказали о современных методах краж и наиболее
эффективных способах защиты автомобилей.
АНТИРЕЙТИНГ
По данным ГУ МВД по Новосибирской области, число краж
автомобилей с каждым годом возрастает. За 2015 год произошло 820 краж, что на
23,3% больше, чем в прошлом году. Самой угоняемой в Новосибирске является
Toyota Corolla — в 2015 году украли 90 машин, за первые два месяца этого года —
13 авто. Также в число популярных среди воров вошли Toyota RAV4, Toyota
Camry, Toyota Land Cruiser 200. Отечественных автомобилей в первой десятке по
угоняемости нет.
«Наиболее часто кражи автомобилей происходят в Кировском
районе на парковке «Меги». Пока люди ходят за покупками, их машины вскрывают.
На это уходит 2-5 минут. Затем машины обычно перегоняют в арендованные
гаражи, которые находятся в соседних кварталах, неделю там отсиживаются, потому
что владелец обращается в полицию и объявляется план «Перехват»», — на условиях
анонимности рассказал старший оперуполномоченный угрозыска.
Камеры видеонаблюдения на парковоке ТЦ не помогают найти
преступника, так как качество изображения не самое высокое, а угонщики заранее
знают как встать чтобы лицо не попало в кадр.
По данным собеседника, преступники вооружены самой различной
техникой, но в основном вскрывают машины с помощью сканера. Этот прибор стоит
примерно 100 тысяч рублей. Исключением в 2015 году были четыре случая, когда
машины забирали на арендованном эвакуаторе.
По словам полицейского, в группе угонщиков всегда есть
автоэлектрики или понимающие в этой области. И сигнализации не становятся
помехой для краж. Чаще всего в регионе угоняют автомобили с
сигнализацией SCHER-KHAN, таких случаев в 2015 году было 220. Также
угоняли машины с сигнализациями Tomahawk, StarLine, Pandora (по убывающей).
А вот случаев угона машин со спутниковой сигнализацией за
год было всего три, но это скорее, связано с меньшей популярностью таких систем
на угоняемых машинах.
Спутниковая сигнализация далеко не всегда помогает и найти
авто, так как преступники вооружаются «глушилками». Как пояснил собеседник, этот
прибор создает в эфире на частоте передачи данных сильную помеху. В момент
проникновения блоксистема связывается со спутниками глобальной системы
позиционирования, получает координаты, широту и долготу, но передать эти данные
не может из-за отсутствия устойчивого канала GSM -связи.
Фото: Imencar / CC BY-SA 3.0
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Руководитель федерального сервиса «Угона.нет» в Новосибирске
Антон Скоробогатов утверждает, что на сегодня всего один бренд делает надежную
электронную сигнализацию с завода — Jaguar Land Rover.
«Все остальные системы, даже такие марки как Audi, Mercedes
легко открываются диагностическим сканером. Есть такие устройства —
«заводилка», снимает все электронные блокировки с машины за время от 20 до 40 секунд.
Достаточно вставить его в разъем диагностики», — объяснил Скоробогатов.
Он добавил, что есть множество способов обойти и
механические блокираторы. Поэтому самая эффективная защита — комплексная.
«Есть определённые марки машин, которые подвержены угону, мы
их защищаем более серьезно. Есть автомобили, которые фактически не угоняют —
французы Peugeot, Citroen, там нецелесообразно такие деньги тратить на защиту.
Например, у меня сейчас стоит в работе Toyota Highlander с ценником на защиту
от угона в 209 тысяч рублей», — привел пример собеседник.
По его словам, в комплексную защиту входит сигнализация,
иммобилайзер (блокиратор), установка механических блокираторов на коробку
передач, реализация сложных цифровых блокировок четвертого и пятого поколений,
которые невозможно обойти. По оценкам Скоробогатова, самая бюджетная
комплексная защита обойдется в 23 тысячи рублей.
«Можно взять дешевые компоненты и сделать на их базе
нестандартную блокировку, которая поставит угонщика в тупик. В большой степени
все зависит от установщика. Маячки — не защита от угона, а способ найти
автомобиль, мы — сторонники того, чтобы машина оставалась на месте, не даем
угнать. В любом случае маяки рекомендуем, бывают не из-за угона, а из-за неправильной
парковки владелец затрудняется найти машину...», — сказал эксперт.
«На мой взгляд, очень неэффективно ставить поточную сигнализацию,
она легко обходится алгоритмическим кодграббером. Человек может поймать им
сигнал от ключа при открытии и закрытии автомобиля, позже, когда владельца не
будет рядом спокойно открыть автомобиль, и даже если не угонит автомобиль, то
обокрасть — легко. Кроме того, с ним можно считывать сигнал автозапуска, тогда
уже и угнать автомобиль несложно», — комментирует в свою очередь гендиректор онлайн-автосалона
GetNewCar Алексей Демин.
Он советует обслуживать автомобиль только в проверенных
сервисных центрах: есть умельцы, делающие дубликат ключей, после возвращения
они легко могут спокойно забрать машину из-под окна.
Демин считает, что независимо от надежности сигнализации,
имеет смысл страховать автомобиль.
Как прокомментировал руководитель управления андеррайтинга
компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев, продукта, который бы покрывал
исключительно риск угона, сегодня в подавляющем числе страховых компаний нет. Чаще
предлагают полис КАСКО — он покрывает крупные риски, среди которых и угон, и
полная гибель автомобиля.
По его словам, наличие GSM-модуля в машине или других
охранных систем теперь не влияет на стоимость страховки, как это было еще
несколько лет назад. Качественная спутниковая сигнализация может дать
автовладельцу право на скидку при оформлении полиса КАСКО, но этот вопрос
решается индивидуально.