По вкусу тёти Глаши
Полвека «Вечёрке»
Мы продолжаем публикацию материалов к юбилею «Вечернего Новосибирска», предлагая нашим читателям фельетон «По вкусу тёти Глаши», напечатанный в третьем номере газеты, в котором автор критикует внешний вид Новосибирска: оформление витрин и вывесок магазинов, световую рекламу, наличие «уродливых троллейбусных столбов»
Впоследствии в газете появилось даже несколько рубрик фельетонного профиля: «Фельетон», «Тимофей Сибирцев идёт по городу», «Осенний (весенний) сквознячок», «С блокнотом по городу». В результате в октябре 1960 года первый редактор газеты П. Пономарев был смещён с должности за критический и «излишне» самостоятельный настрой.
Скажем сразу ничего против Глафиры Ивановны, старшей дежурной по этажу одной из гостиниц города, мы не имеем.
Приехала она в прошлом году к сыну понянчить новорожденную внучку Наденьку, да так и осталась в городе. Но трудолюбивой, хлопотливой тете Глаше, когда подросла Надюшка, мало показалось дел по дому, и она решила устроиться на работу в гостиницу уборщицей.
Не прошло и месяца, как тетю Глашу уже ставили другим в пример. Комнаты, в которых убирала она, светились идеальной чистотой, раковины умывальников сияли, на мебели ни пылинки, на коврах ни соринки
Вскоре тетю Глашу назначили исполнять обязанности старшей дежурной по этажу.
Присматривайтесь, Глафира Ивановна, перенимайте опыт.
А «опыт» здесь укоренился с годами, и тете Глаше оставалось лишь добавить к нему от кипучего родника собственной энергии.
Вот здесь-то
и начнется наш разговор о вкусе тети Глаши. Этот вкус, к сожалению, не так уж богат, и как бы следовало помочь ей в этом. Но такой помощи не было и в помине. Постепенно вкус тети Глаши заполонил все и вся.
Зайдите в любую гостиницу города, в комнаты, вестибюли, коридоры. Боже ты мой! Стены, лестничные перила зеленые; ковровые дорожки красные; на зеркалах (а их видимо-невидимо) бурые с бомбошками плюшевые салфетки; бархатные шторы ярко-синие; горшки цветов обернуты материалом цвета «морской волны». На полу лежат дорогие китайские ковры. Вокруг столов, покрытых белыми полотняными скатертями, расставлены еловые стулья так называемого четвертого сорта. Тут же серые плюшевые кресла. На стенах огромные картины, где рядом с натюрмортом портреты писателей. Здесь же неизменные шишкинские «Мишки». Всюду ришелье шторы, салфетки, подцветочники, у трюмо к стене прикреплены огнетушители.
Нет, ничего не подсказал художник тете Глаше. Все сделано на ее далеко не совершенный вкус.
Вкус тети Глаши! К великому огорчению, он присутствует не только в гостиницах Новосибирска. Сколько витрин магазинов оформлено на подобный манер. По этому же вкусу на зданиях универмага и облпотребсоюза красуется световая реклама о тушении плиток, утюгов и о хранении денег в сберкассах. Мало того, что в этой рекламе нет выдумки, изобретательства, вкуса художника, буквы эти по ночам вообще не светятся.
А тумбы-столбы
линии троллейбуса на площади имени Сталина, которые, словно жерла огромных орудий или фабричные трубы, нацелены в небо! Разве это не вкус тети Глаши? Нам скажут этого, мол, требовали технические расчеты. Может быть! Но нигде: ни в Москве, ни в Ленинграде, ни в Киеве таких уродливых троллейбусных столбов нет и в помине.
А реклама многих кинотеатров? А проносящиеся по улицам унылые фургоны с надписями «Хлеб», «Колбасные изделия», «Мясо». «Галантерейные товары»? Вывески магазинов? А, наконец, широкая продажа на рынках города всех этих «рамочек», «картинок», «открыток» с пробитыми стрелами сердцами, ковриков с тиграми, барышнями и лебедями?.. А «цыганский ансамбль», подвизавшийся на сцене ТЮЗа?..
Почему же так легко и просто культивируется плохой вкус в нашем городе? Почему мимо вceгo этого до сих пор проходили и проходят люди, которым надлежит заниматься воспитанием хорошего вкуса во всем?
И разве не пришла пора сказать прямо: «Тетя Глаша! Ваш вкус нас не устраивает»?
С. СТРИЖОВ
4 марта 1958 года