Довольно впечатляющему «Бен-Гуру» Тимура Бекмамбетова, разруганному критиками, чтобы стать хорошим фильм мешает величие картины Уильяма Уайлера 1959 года.
Римская империя начала новой эры. В одной богатой еврейской семье в Иерусалиме живут два сводных брата: иудей Бен-Гур и римлянин Мессала, который записывается в армию и три года спустя возвращается в город высокопоставленным офицером. В Иерусалиме тем временем вспыхивает мятеж против прокуратора Понтия Пилата и Мессала просит брата успокоить повстанцев.
Однако один из мятежников стреляет в проезжающего мимо дома Бен-Гура Цезаря и едва не убивает его. В наказание Мессала приговаривает свою семью к распятию на кресте, а брата к рабству на галерах. Однако спустя пять лет Бен-Гур чудом выживает в морском бою и возвращается в Иерусалим, чтобы отомстить брату.
Тимуру Бекмамбетову стоит поаплодировать за смелость, с которой он берется за самые сакральные архетипы западной культуры и истории. Несколько лет назад он переосмыслил жизнь любимого для всех американцев президента Авраама Линкольна, едва ли не снял «Моби-Дика», сейчас же сделал новую версию великого бестселлера Лью Уоллеса.
В США, к слову, книга о Бен-Гуре все равно, что для нас — «Анна Каренина» или «Мастер и Маргарита» (более удачное сравнение, учитывая наличие в обеих романов бога и Понтия Пилата). Священная корова на которую иностранцу посягать — все равно, что самому себе рыть могилу. Однако Бекмамбетов — стопроцентный космополит и единственный из современных российских режиссеров, способный делать коммерческое кино для всего мира.
Тимур Бекмамбетов, работающий в России и в Голливуде, — совершенно два разных человека. Здесь он делает на заказ для зрителей, которым полагается перед Новым годом думать исключительно о салатах «Оливье», различными «Елками», там — хулиганский боевик с нарушающими законы физики летающими пулями. Линкольна же автор «Дозоров» вооружает острым топором и превращает в охотника за упырями и вурдалаками. С «Бен-Гуром» получилось все намного сложнее. Слишком большое значение для мирового кинематографа имеет картина Уильяма Уайлера.
Бестселлер Уоллеса несколько раз экранизировали, причем дважды в эпоху немного кино. Потом в Голливуд пришел звук, цвет, большой бюджет и Уильям Уайлер сделал на тот момент самый дорогой фильм в истории кино, принесший студии MGM десятки миллионов долларов прибыли и 11 «Оскаров». Сцена же погони в конце на колесницах навсегда вошла во все учебники кино.
В фильме Бекмамбетова тоже будут гонки на колесницах, причем сделанные в манере заездов болидов в «Формуле 1», два враждующих брата, Иисус из Назарета и Понтий Пилат.
И уж если с зрелищной частью Тимур Бекмамбетов справляется как всегда великолепно, то переосмысление библейской истории получилось неубедительным. Похоже, автор сам не верит в религиозную составляющую истории о всеобщем прощении и совершает туже самую ошибку, что Ридли Скотт в своем недавнем «Исходе».
Чтобы переосмыслить классику нужно быть увлеченным материалом человеком по примеру Питера Джексона, шедшего к своему «Кинг-Конгу» больше 40 лет. Бекмамбетов — отличный продюсер, умелый ремесленник, но ничего нового в роман Уоллеса не привносит.
Возможно и не нужно было трогать эту священную корову. Если же кто-то захочет переснять «Унесенных ветром», «Касабланку» или «Клеопатру» - пусть посмотрит на опыт нашего соотечественника. Бекмамбетов этим и крут, что во многих вещах в Голливуде он сейчас первый.