На экраны вышла один из самых ожидаемых фильмов года — художественная
военная драма Андрея Шальопы и Кима Дружинина «28 панфиловцев». Лента,
прославляющая героический подвиг советских бойцов при обороне Москвы в 1941
году, недожимает по части драматизма, но эффектностью готова сравниться с
картиной Зака Снайдера «300 спартанцев».
16 ноября 1941 года. 316-я стрелковая дивизия под
командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова держит оборону у разъезда
Дубосеково и даёт отпор немецкому танковому батальону, находящемуся в каких-то
двух часах от Москвы. У немцев огромное преимущество, но 28 панфиловцев готовы
держать оборону до конца.
Реальность против вымысла
История о героизме 28 панфиловцев вызвала широкий культурный
и общественный отклик. О подвиге военной стрелковой дивизии в свое время писала
газета «Красная Звезда» и всячески прославляла их деяния. Для множества солдат
история послужила примером для подражания по всей стране.
Поведать о мужественности и стойкости отважных бойцов
вызвались режиссеры Андрей Шальопа и Ким Дружинин. На съемки картины им удалось
собрать на краудфандинговой платформе Boomstarter весомую сумму в 35 миллионов
рублей, что до них не делал никто. Событие вызвало общественный резонанс.
Многие отмечали, что патриотический фильм не должен быть посвящен фальсификации
истории.
В апреле 2015 года, в самый разгар съемок картины, директор
Государственного архива Сергей Мироненко в интервью «Коммерсанту» рассказал,
что подвиг 28 панфиловцев — выдумка советской пропаганды. После этого министр
культуры Владимир Мединский назвал сомневающихся в подвиге панфиловцев
«мразями».
Чиновник уточнил, что деяния солдат осенью 1941 года можно
сравнить с легендой о 300 спартанцах. Мединский подчеркнул, что историки могут
сколько угодно спорить о точных датах и количестве солдат, но само событие
было.
Теперь же все сомневающиеся могут быть спокойны. Снятый на
народные деньги фильм имеет мало общего с трешовыми режиссерскими
экспериментами в духе фильма «Операция Мертвый Снег». «28 панфиловцев» это
высокое патриотическое кино.
У создателей получилось показать правдоподобность и
профессионализм подвига простых русских солдат и передать атмосферу и дух
времени. Режиссеры подходят к военным тонкостям и деталям со знанием дела, а
герои раскрываются через полушутливые диалоги между собой.
Мужики на большой войне
Первая половина картины посвящена предвкушению масштабного
сражения и знакомит зрителя с обстановкой. Солдаты перешучиваются, создают
укрепления, проверяют работу противотанковых орудий. И замирают в ожидании
неминуемого. Бойцы не просто хотят отдать жизнь за Родину, а сделать всё от них
зависящее, чтобы страна продолжала жить.
Во второй половине картины солдаты вступают в большую войну.
Постановка действия с минимумом компьютерной графики и применением
комбинированных съемок увлечет зрителя с головой в самую гущу сражения. А
прекрасная операторская работа покажет лучшие ракурсы мрачного зрелища.
Режиссеры явственно дают понять, что снимают кино о войне, а
не о политике. Рядовой героизм зачастую безымянных солдат вытесняет любовные
линии. Кино идет меньше двух часов и смотрится на одном дыхании. Русские, украинцы
и казахи стойко бьются плечом к плечу, метко стреляют, бросают гранаты, своей
мужественностью действительно напоминая 300 спартанцев.
В картине не задействован известный актерский состав, что в
каком-то смысле пошло ленте на пользу. Так как эти конкретные 28 панфиловцев
ничем не хуже и не лучше любого русского солдата. А зрителю становится легче
ассоциировать себя с простыми, но смелыми людьми на большой войне.
Конечно, истории не хватает глубокого драматического
конфликта, характер каждого героя не раскрывается в полную силу, однако работа
Андрея Шальопы и Кима Дружинина в полной мере раскрывает тему мужской
сплоченности в традициях «Спасти рядового Райана» и «300 спартанцев».
«28 панфиловцев» пропитаны мрачным и правдоподобным духом
войны, его создателям удалось в мельчайших деталях воссоздать конкретное
событие, хотя именно в этой истории реальность и вымысел тесно переплетаются. Зритель
будет погружен в эпичное противостояние напоминающих зомби фашистов, намеренно лишенных
каких-либо персональных черт и малочисленных героев в суровом зимнем пейзаже,
буднично совершающих великий подвиг.