Второй экипаж пилотировал старший лейтенант Федор Воробьев, а в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Через час с небольшим полета звено обнаружило южнее Радошковичи большую вражескую моторизованную колонну. После выполнения боевого задания на аэродром базирования Воровское вернулись лишь лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас.
Самолет капитана Гастелло по пути назад был подбит и загорелся. Тогда летчики приняли решение направить горящую машину на скопление оставшихся немецких танков, машин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с бомбардировщиком. Так, Николай Гастелло героически погиб в первую неделю Великой Отечественной войны.
До 90-х годов исторический факт подвига капитана Гастелло не вызывал сомнений ни у кого. Однако в "новой России" стали очень популярными журналистские расследования и развенчание "мифов советской эпохи". В прессе появился целый ряд статей о том, что подвиг был совершен вовсе не Гастелло, а капитаном Масловым, командиром эскадрильи, которая вылетела с аэродрома на несколько часов раньше эскадрильи Гастелло. Самыми нашумевшими публикациями были: статья в "Известиях" ("Экипаж капитана Маслова достоин звания героев") в 1994 году и статья в "Московском комсомольце" ("Тайна двух капитанов") в 2001 году.
Но накануне дня Победы в 2002 году журналист "МК" Кирилл Экономов в статье "Искушение "св. Эдуарда" полностью опровергает все спекуляции на тему подвига капитана Гастелло. Главным аргументом в пользу того, что подвиг совершил все-таки именно он, является то, что в 1951 году в районе боя была вскрыта братская могила, в которой были найдены останки капитана Маслова и некоторые личные вещи членов его эскадрильи. Совершенно очевидно, что если бы капитан Маслов направил горящий самолет на немецкую технику, то ни тела погибших военных, ни тем более их личные вещи уцелеть бы не могли. В то же время, тела капитана Гастелло найти так и не удалось.
Вторым доказательством того, что Гастелло действительно совершил этот подвиг, были показания оставшихся в том бою в живых Воробьева и Рыбаса. Других свидетелей произошедшего не было, и нет никаких оснований не верить их словам.
Таким образом, нет никакого повода сомневаться, что 26 июня 1941 года капитан Николай Гастелло направил подбитый самолет в механизированную колонну вражеской техники и отдал жизнь за свою страну и за Великую Победу.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
Дата: 06.05.2007, 10:45, Источник:
Схожие новости по теме: