Нормально осуществляет Украина деловые контакты с Россией. По имеющимся данным, украинское Министерство топлива и энергетики завершило подготовку ежегодного протокола к межправительственному соглашению о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории страны. Ожидается подписание соглашения между Росатомом и Укратомпромом о развитии сотрудничества.
В целом для экономического взаимодействия России и Украины существуют позитивные предпосылки: они являются крупными рынками для сбыта продукции, производимой в каждой из этих стран. Кроме того, Украина играет важную роль как транспортный коридор для продвижения экспорта российской продукции на Запад, особенно по трубопроводной системе.
Украина занимает первое место среди торговых партнеров России в СНГ. В 2006 г. внешнеторговый оборот РФ с Украиной составил 24,2 млрд. долл. или 37,4% российского внешнеторгового оборота со странами СНГ. Помимо энергоносителей, Россия экспортирует на Украину различное оборудование и транспортные средства, продукцию химической промышленности.
Наибольший вклад в рост импорта в Россию был обеспечен за счет поставок с Украины продукции металлургии. Украинские предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК) в январе-марте 2007 года увеличили выпуск готового проката на 12%, а труб на 22%.
В среднесрочной перспективе предполагалось устранить структурную ассиметрию взаимной торговли двух стран. Дисбаланс здесь обусловлен, прежде всего, сырьевой направленностью украинского импорта, зависимостью Украины от российских энергоресурсов.
Дальнейшее углубление торгово-экономических отношений между двумя странами предполагалось в области топливно-энергетического комплекса, включая вопросы транспортировки нефти, деятельности Международного консорциума по развитию и управлению газотранспортной системы Украины. Кроме того, важной составной частью отношений двух государств является взаимодействие в авиационно-космической области, реализация крупных совместных проектов в этой сфере.
Политический кризис на Украине, включающий отставку кабинета министров и возможный роспуск украинского парламента, повлечет за собой серьезные экономические последствия. При этом может быть рассмотрено несколько альтернативных вариантов развития экономического сотрудничества Украины с Россией.
Первый вариант: президент Ющенко всё-таки до конца реализует свою цель. В этом случае не ясно, когда будет сформирован новый парламент и, соответственно, правомочное правительство. Отсутствие полноценного кабинета министров может парализовать работу исполнительной власти и хозяйствующих субъектов как в центре, так и на местах. В этих условиях, не исключено, что на неопределенный период могут быть заморожены отношения с Российской Федерацией. Ранее принятые договоренности по вопросам цены на газ, транспортировки энергоносителей, ключевым проблемам экономического сотрудничества подвергнутся ревизии. Придется забыть о Едином экономическом пространстве России вместе с Украиной.
Второй вариант - признание незаконным указа Ющенко о роспуске парламента. Действующая Рада и правительство Януковича продолжают работать, но уже в качестве победителей. Такой сплоченный тандем - Рада и правительство - в новых условиях смогут принять ряд нормативных и законодательных актов, благоприятных для России. Это проблемы, касающиеся вступления Украины в НАТО, статуса русского языка, Черноморского флота, размещения американских ПРО, активного участия в формировании Единого экономического пространства, активизации экономического сотрудничества с Россией в целом.