Камнем преткновения на нынешнем раунде шестисторонних переговоров стал вопрос о переводе ранее замороженных средств КНДР на счетах банка BDA в Макао.
Пхеньян отказался обсуждать на возобновившихся 19 марта в Пекине переговорах меры ядерного разоружения до тех пор, пока не будут возвращены эти деньги. Вашингтон согласился разморозить всю сумму (около $25 миллионов), однако возникли организационные проблемы. Банк Китая отказался быть посредником в возвращении денег, опасаясь американских санкций. При этом китайская сторона предложила использовать банки России, Вьетнама или Монголии.
У Давэй также сообщил, что на переговорах возникали различные варианты использования разных банков.
"У Южной Кореи есть отделение внешнеторгового банка в КНДР, в городе Кэсон. Мы предлагали рассмотреть этот вариант", - сказал У Давэй, добавив, что южнокорейская сторона отнеслась с осторожностью на счет использования этого варианта.
В районе города Кэсон близ военно-демаркационной линии между Югом и Севером Кореи южнокорейские бизнесмены участвуют в создании промышленной зоны, развертывая инфраструктуру и производство товаров.
В нынешнем шестом раунде переговоров в Пекине объявлен перерыв, поскольку КНДР хочет убедиться в отмене санкций США против ее счетов в банке BDA в Макао. Она отказалась вести дискуссии, пока деньги не будут возвращены.
Предполагалось, что эти средства будут переправлены в Банк Китая (Bank of China), но он отказался быть посредником в возвращении денег, которые американцы посчитали "нечистыми".
У Давэй сказал, что у банка есть свои озабоченности, и правительство должно их учитывать.
Замминистра выразил признательность сторонам за те усилия, которые они предпринимали для урегулирования этой проблемы и подтвердил убежденность, что в конечном счете решить этот вопрос удастся.
Ранее в четверг на регулярном брифинге в МИД КНР официальный представитель внешнеполитического ведомства Лю Цзяньчао заявил, что "сложность этого вопроса превысила наши ожидания, а некоторые технические и процедурные проблемы мы ранее не ожидали".
На прошлом раунде 13 февраля участники переговоров договорились, что КНДР за 60 дней остановит и опечатает реактор в Йонбене под международным контролем взамен на предоставление ей энергетической помощи и нормализацию отношений с США и Японией.
Нынешний ядерный кризис на Корейском полуострове - уже второй по счету. В 1994 году во время президентства в США Билла Клинтона Вашингтон и Пхеньян уже договаривались о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство на территории КНДР международным консорциумом АЭС на двух легководных реакторах, которые трудно использовать для производства оружейного плутония.
Строительство предполагалось закончить в 2003 году, и до ввода в строй первого реактора американцы должны были поставлять в КНДР мазут для тепловых электростанций. Параллельно Пхеньян и Вашингтон вели переговоры о нормализации двусторонних отношений. Но сроки строительства АЭС в КНДР оказались сорванными, и ничего, кроме бетонного фундамента, Пхеньян не получил.