Министерство образования и науки РФ планирует разработать и опробовать на пилотных регионах до конца 2013 года отраслевую модель "межрегиональных ресурсных центров" (иначе — "многофункциональных центров прикладных квалификаций"). Под этим понятием ведомство подразумевает объединение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования по отраслевому признаку (математика, металлургия, авиастроение, финансы и т. д.). В Минобрнауки считают, что развитие подобных сетей "ПТУ-колледж" поможет работодателям и регионам быстро обучать и готовить кадры под свои нужды.
Кроме того, будет подготовлена и апробирована система, напоминающая "стол заказов". С ее помощью ресурсные центры смогут отслеживать востребованность тех или иных профессий и специализаций на рынке труда.
Такие объединения будут проводиться параллельно с экспериментом по внедрению так называемого прикладного бакалавриата. Данный вид высшего профессионального образования подразумевает овладение практическими навыками работы на производстве в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки. При этом объем практической части программы составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение.
Директор колледжа "Московская банковская школа" Геннадий Булгаков считает, что подобный эксперимент нужно проводить в крупных городах, где есть НПО и СПО. "Идею региональных объединений можно приветствовать именно по направленности самих учебных заведений. Тут возможен вариант некоего перехода, когда человек получил специальность по НПО, а потом решил пойти дальше на СПО", — говорит эксперт. Однако насколько это будет оправданно, покажет время, уточняет он.
Не поддерживает идею объединения ПТУ и колледжей сопредседатель российского профсоюза учителей Андрей Демидов. "Все такие "холдинги" и объединения приводят к плохим результатам — дезорганизации процесса обучения, когда все переходят на новый формат и "сидят на чемоданах", ожидая неизвестно чего", — поясняет эксперт.