Александр Мкртчян, член правленияСоюза армян России.
Во всех цивилизованных странах люди связывают с очередными выборами надежды на улучшение жизни, укрепление государства и безопасности. Сильны похожие настроения и в Армении, поскольку от результатов грядущих парламентских выборов во многом зависят последующие перемены в жизни армянского общества и государства, перспективы урегулирования карабахского кризиса, возможность ликвидации последствий геноцида армян - все это важные вопросы в повестке региональных и международных отношений.
Впрочем, рядовой армянин сегодня больше ориентирован на реальную власть, нежели на обещания. Не случайно в общественных предпочтениях доминируют партии власти - в лице республиканцев и вновь созданной Процветающей Армении. Явно слабые возможности демонстрируют оппозиционные партии. При этом созданная при поддержке действующей администрации партия Процветающая Армения во главе с местным олигархом Гагиком Царукяном вряд ли составит серьезную конкуренцию на предстоящих президентских выборах единственно возможному фавориту Сержу Саркисяну. Да и само название - Процветающая Армения - это, скорее, декларация. А на самом деле речь идет о процветающем бизнесе одного человека, во многом благодаря позитивному отношению ныне действующих властей.
REGNUM
США давно бы напали на Иран, если бы это не было плохо для их экономики
"Россия - наш главный враг": Эстония
Хотелось бы обратить внимание и на перспективы Армянской революционной федерации. Эта партия внесла достойный вклад в завоевания карабахского движения, сохраняет позиции и влияние в традиционных странах дальнего зарубежья среди многочисленных армянских общин и пытается восстановить свои позиции на постсоветском пространстве, включая Россию. Похоже, этой партии удастся все-таки получить около 10 процентов голосов избирателей и иметь свою фракцию в будущем парламенте. Скорей всего, дашнаки поддержат кандидатуру лидера Республиканской партии Сержа Саркисяна на президентских выборах и стратегических курс, ориентированный на Россию.
Относительно перспектив развития российско-армянского стратегического партнерства, нельзя не заметить, что современный геополитический расклад сил на Кавказе складывается преимущественно не в пользу Армении и России. США, Европа и Турция уверенно прокладывают путь НАТО в Центральную Азию - через Грузию и Азербайджан. Реализация каспийских нефтегазовых и трубопроводных проектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Айдзерун, а также строительство железнодорожных и автомобильных магистралей, минующих Армению, делают этот регион объектом повышенного внимания и, вероятно, радикальным геополитическим экспериментом Запада.
Долгосрочное вхождение США и их союзников в Закавказье определяется не только потребностью освоения энергетических запасов Каспийского бассейна и стратегического сырья Центральной Азии, но и необходимостью контроля над важнейшими регионами и коммуникациями, давления на нефтеносный Иран и вытеснения России из зон традиционного присутствия. К большому сожалению, православная Грузия превращается в район стратегического транзита западных инициатив и геополитики на Кавказ и в Центральную Азию. Следовательно, борьба за Армению становится средством контроля в Закавказье и определенного давления на малую Азию.
Поэтому вопрос, кто придет на смену администрации Роберта Кочаряна, в равной степени волнует как Запад, так и Россию.
Для нас наиболее приемлемой кандидатурой остается глава оборонного ведомства и секретарь Совета Безопасности Армении Серж Саркисян, прошедший все этапы формирования государственного деятеля, занимавший ключевые должности в силовых структурах Нагорного Карабаха и Армении, достаточно полно владеющий ситуацией в стране, и наладивший прочные деловые отношения с российскими коллегами. Все это объективно должно способствовать укреплению стратегического партнерства.
Относительно кандидатур, предпочтительных для Запада. Единого оппозиционного блока на сегодня в Армении нет, но это вовсе не означает, что на предстоящих президентских выборах не будет подводных камней. Наиболее серьезным кандидатом, на мой взгляд, на Западе рассматривается Вардан Осканян, все эти годы возглавлявший внешнеполитическое ведомство Армении.
REGNUM
США давно бы напали на Иран, если бы это не было плохо для их экономики
"Россия - наш главный враг": Эстония
Что касается укрепления российско-армянского стратегического партнерства, то оно предполагает изыскание новых возможностей и расширения торгово-экономических связей, военно-технического и культурного сотрудничества и дополнительных гарантий безопасности Армении в случае военной провокации в зоне карабахского конфликта. Со своей стороны Армения должна четко определиться в предвыборных программах с концепцией национальной безопасности. В то же время России в своей политике в регионе и, более конкретно - в Армении, необходимо ясно видеть возможные контуры общей системы безопасности.
Возможно, следует расширить диапазон и формат деятельности Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Арменией и Россией. Думаю, что состав этой комиссии можно расширить и включить туда представителей гражданских институтов, как со стороны Армении, так и России, подтвердивших право на это своей репутацией и конкретными делами.
Для сравнения, турецкий капитал на территории своего основного стратегического партнера в Закавказье - Азербайджана - с 1992 по 2001 годы создал 1327 предприятий различного статуса. Российские же компании фактически скупили объекты армянской энергетики и не спешат с инвестированием в местную экономику, особенно на уровне среднего и малого бизнеса.
В армянском обществе ожидают результатов и от визита министра иностранных дел России Сергея Иванова. Там ясно понимают, что от состояния и перспектив развития российско-армянских отношений во многом зависит политическая стабильность на Южном Кавказе. Армения, несмотря на значительную интенсивность НАТО и ЕС в регионе, продолжает оставаться надежным партнером России. В вопросах, касающихся национальной безопасности, Ереван сохраняет доверительные отношения с Москвой, стремясь не создавать проблем, которые со временем, возможно, придется решать в авральном режиме. Такова, на мой взгляд, тенденция армянской внешней политики. Ее позитивные перспективы во многом зависят от позиции самой России, ее предсказуемых и решительных действий в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции