Количество граждан, считающих себя патриотами России, сократилось с 2000 года на 8%. Такие данные были получены в ходе опроса "Левада-центра". Так, в октябре 2000-го патриотами себя называли 77% опрошенных, а спустя тринадцать лет — только 69% граждан. Одновременно с этим с 16% до 19% выросла доля респондентов, однозначно не причисляющих себя к патриотам.
При этом патриотизм большинства россиян проявляется больше на словах, а не на деле, отмечают социологи: респонденты декларируют свои патриотические убеждения, но не готовы жертвовать собой ради Родины.
По мнению около 60% опрошенных, быть патриотом — значит любить свою отчизну. 21% респондентов полагают, что это подразумевает "действовать во благо Родины". Тринадцать лет назад так полагали 35% респондентов. Декларируя патриотизм, "ни население, ни элиты не хотят ничего делать, чтобы проявить себя патриотами на деле", отметил старший научный сотрудник института социологии РАН Леонтий Бызов.
Значение патриотизма, его оценки и роль также изменились. Если в 1990-е власти, играя на патриотических чувствах, призывали граждан активнее включаться в общественную и экономическую жизнь, то сегодня патриотизм стал еще одним способом привлечения избирателей, рассказал замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.