Неправильное употребление глагольных окончаний "тся" или "ться" — одна из самых распространенных ошибок современных школьников, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
По мнению доцента филфака Высшей школы экономики Константина Поливанова, в последние три-четыре года наблюдается рост "формальной" грамотности — выполнения норм орфографии и пунктуации. Свою роль, считает он, здесь сыграло введение обязательного ЕГЭ по русскому языку. Абитуриенты, зная, что из этого будет складываться их вступительный балл, серьезнее стали относиться к орфографии. "Разумеется, ошибки все равно бывают. Причем самые нелепые: чаще других — не различают написание инфинитива и третьего лица множественного числа перед "ся", пишут слово "вообщем" и прочие", — отмечает Поливанов. С ним соглашается и преподаватель Высшей школы журналистики Оксана Силантьева: "Вроде бы есть простое школьное правило, как проверить написание этих глаголов, но с обидной регулярностью встречаю 'книги издаються' и 'Анна Каренина решила бросится под поезд'".
Второе место занимают ошибки из разряда "как слышу, так и пишу": "учавствовать", "здраствуй", "августовский пуч". Кроме того, в последнее время специалистов настораживают "неодыкватно", "эпостась" и "наобороть". Также Силантьева обращает внимание на то, что у школьников часто страдает смысловая грамотность. Причина, по ее мнению, в том, что в школе мало возможностей практиковать связную самостоятельную речь.
Декан по научной работе факультета филологии ВШЭ Андрей Немзер уверен: у современных школьников одинаково плохо и с "жи-ши", и с построением фразы, и с выражением мысли. Это происходит из-за того, что дети не читают классическую литературу. "Чрезвычайно редкий случай, когда человек хорошо думает, обладает некоторым стилем и при этом делает много ошибок. Так бывает, но это крайне индивидуальные сюжеты", — резюмирует эксперт.
По данным ЮНЕСКО, около 775 миллионов человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей по-прежнему живут вне системы школьного образования. В России не имеют начального общего образования 37 тысяч детей, более 22,5 тысячи детей неграмотные, такую статистику ранее озвучил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.