Россияне, не имеющие документа о завершении школьного
обучения, даже девяти классов, с этого года получили возможность
профессионального обучения. Соответствующий приказ подписал глава Министерства
образования и науки Дмитрий Ливанов.
Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения, пишут «Известия». Согласно документу, к обучению по
профессиям рабочих, на должности служащих отныне допускаются лица в
независимости от наличия или отсутствия общего или среднего общего образования.
Ранее предъявлялось обязательное требование о наличии школьного аттестата.
«Программы профессионального обучения позволяют приобрести
первоначальные профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего
профессионального образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести
навыки по профессиям, требования к которым, согласно профессиональным
стандартам, ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не
требуют уровня среднего профессионального и высшего образования», — заявили изданию
в пресс-службе Минобрнауки.
Само по себе профобучение предполагает получение компетенции,
в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися
квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или
должности служащего без изменения уровня образования.
Организовывается оно зачастую центрами занятости населения и
компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной
квалификации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное образование, состоит из нескольких сотен
наименований, среди которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник,
сортировщик, лесоруб, повар, официант, курьер, кучер, лифтер, младший
воспитатель, фармацевт, бортпроводник и т.д.
Утвержденные изменения не отменяют действующих норм
трудового законодательства, а лишь призваны дать возможность начать раньше
осваивать необходимую сферу будущей деятельности молодого специалиста. Директор
Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что изменения
являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин испытывают
трудности в освоении программ основной школы.
«К программам профобучения отнеслись как к программам,
дающим профессию, которая может базироваться на любом уровне образования. Было
сочтено целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая,
что любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас
проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти
программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести
профессиональные навыки», — считает Абанкина.
Академик Российской академии образования доктор
педагогических наук Анатолий Цирюльников уверен, что получение образования
непосредственно на практике имеет право на существование: «Надо смотреть по
каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены практическим путем. Хочу
привести в пример голландский проект по агрообразованию, где применяются
практические школы, в которых доля практики очень высока. У немцев
дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда компании готовят
специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля практического
обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами знаем, что по
жизни люди получают чаще образование из жизни».
Он добавил, что есть формальное образование (школы, вузы),
неформальное (во время практики), и есть информальное (образование из жизни). «Необходимо
сочетать все три похода, но есть люди, которые занимаются самообразованием, — и
такие примеры есть на каждом шагу», — отметил Цирюльников.