Отсюда идея, наиболее ревностными энтузиастами которой выступают страны - неофиты во главе с Польшей, заменить полноценный Основной закон Европы урезанной, выхолощенной версией. Документ вообще не будет называться конституцией, из него будут изъяты любые упоминания о едином европейском флаге, гимне или девизе.
Кое-что, конечно, из старого проекта останется: пост президента ЕС, заменяющий 6-месячную ротацию стран-председателей, пост некоего министра иностранных дел. Существенно сокращается состав европейской Комиссии, где не всем странам достанется по должности комиссара.
Но в целом такой, как его уже называют, мини-пакт о единстве вряд ли прибавит структурам Евросоюза международного влияния. Единая Европа не приобретет в результате юридического лица, которое бы позволило ей вступать в международные организации, не увеличит свой вес на мировой арене.
Именно в таком развитии событий остро заинтересованы новые члены ЕС из бывших сателлитов СССР. Польша и ее приверженцы меньше всего хотели бы видеть европейскую конституцию такой, как о ней некогда грезил Жак Ширак.
По мнению экс-президента Франции, Основной закон необходим объединенной Европе, чтобы прежде всего усилить Евросоюз и таким образом защитить интересы континента от мощи США. Смысл нового документа, считали и считают лучшие политические умы Старой Европы, причастные к рождению конституционной идеи, - это уравновесить глобальный баланс сил, слишком перекосившийся в пользу гипердержавы.
Польская группировка, напротив, усиленно предлагает себя заокеанскому партнеру в качестве его игровой площадки по эту сторону Атлантики. Отцам-основателям ЕС остается только широко раскрывать глаза от изумления, когда без каких-либо консультаций с Брюсселем Румыния и Болгария обзаводятся военными мини-базами США, а Польша и Чехия размещают у себя компоненты американской ПРО, которые больше угрожают безопасности континента, чем ее укрепляют.
Не менее показательно, что из нового варианта конституции предлагается исключить Хартию фундаментальных прав, подписанную членами ЕС в 2000 году.
В основном это тоже инициатива стран-неофитов. Нынешний саммит в Брюсселе крайне неудачно совпал с новыми разоблачениями вокруг секретных тюрем ЦРУ, обнаруженных независимыми следственными комиссиями в той же Польше и Румынии. Естественно, канонизировать в такой обстановке тексты, полные пафоса защиты прав человека, странам-нарушителям этих прав кажется несвоевременным.
Несколькими неделями ранее Польша сорвала разработку нового долгосрочного соглашения о сотрудничестве и партнерстве Евросоюза с Россией из-за проблем с экспортом мяса. (Его, как выяснилось вскоре, не хочет есть не только Россия, но и Германия.) Сегодня главная угроза для документа о европейском единстве, о котором пойдет речь на саммите в Брюсселе, - это опять Польша с ее амбициозными претензиями на несоразмерную долю голосов в Совете, Комиссии и других институтах ЕС.