Евгений Сатановский - президент Института Ближнего Востока для РИА Новости.
В Израиле прошла целая серия выборов. В любой другой стране подобный избирательный марафон мог бы означать кардинальные изменения в стране. Но израильская ситуация (в равной степени, как политическая, так и экономическая) остается практически неизменной.
На выборах лидера Партии Труда (Авода), которая является партнером по коалиции правящей партии Кадима, с минимальным преимуществом победил экс-премьер Эхуд Барак. На выборах президента Израиля - его бывший однопартиец, так же в свое время успевший побывать главой правительства Шимон Перес. Кадровый резерв политической элиты Израиля столь мал, что провал чьей бы то ни было карьеры не является гарантией того, что год, пять или десять лет спустя человек этот не окажется вновь наверху политической пирамиды. Выпасть из этой обоймы окончательно почти невозможно.
Для тех, кто должен сверять свою ближневосточную политику с кадровыми перестановками в Израиле - это плюс. Известно, чего ждать от Барака на посту министра обороны, который он, очевидно, займет в правительстве Эхуда Ольмерта. Известно, чего ждать и от престарелого Переса. Понятно, чего хочет сам Ольмерт и его главный соперник, глава оппозиционного Ликуда Беньямин Нетаньяху. Не менее предсказуемы и другие крупные фигуры. Даже представители израильской политической массовки действуют по правилам. Не укладываться в стереотипы мог позволить себе лишь ушедший в историю Ариэль Шарон.
REGNUM
Екатерина II - "палач и душитель"
"Россия полностью господствует в Армении"
Конкуренция с Россией за трудовые ресурсы "существует перманентно"
Предсказуемость - основа для долгосрочных прогнозов. Сегодня ясно, что как бы ни была проведена и чем бы ни кончилась очередная ближневосточная война, в которой придется участвовать Израилю, это не обрушит его экономику. Снизит темпы роста - возможно, осложнит положение в том или ином секторе - наверняка, но времена больших послевоенных проблем для экономики Израиля остались в 1970-80-х годах. Палестинская интифада аль-Акса и Вторая ливанская война доказали это. Вести себя более непрофессионально, чем это делало военно-политическое руководство Израиля, пытавшееся руководить израильской армией летом 2006 года, практически невозможно. Если Израиль выдержал такое - он выдержит все, что может ждать его в будущем.
Израиль отнюдь не заинтересован в конфликтах с соседями. Трагическая случайность или провокация, совпадение факторов или давление со стороны американского руководства могут вовлечь его в очередной виток ближневосточного противостояния, но по собственной инициативе ни одно израильское правительство, правое или левое, коалиционное или однопартийное, не начнет войну. Исключением является ситуация, при которой военно-политическое руководство будет убеждено в том, что Иран не только обладает ядерным оружием, но и готов применить его против Израиля, выполняя обещания иранского президента Ахмадинежада стереть с карты сионистское государство. Что касается столкновения Израиля с Сирией или Ливаном, то оно также может быть спровоцировано Ираном, но вряд ли возможно в любой другой ситуации.
Особый вопрос - отношения с палестинскими группировками, атакующими Израиль из сектора Газа, а в перспективе - и с территории Западного берега реки Иордан. Гражданская война в Палестине - свершившийся факт. Палестинское государство существует только в планах международных бюрократических структур, занимающихся его обустройством с тем большим энтузиазмом, чем менее оно вероятно, и квартета коспонсоров мирного процесса. Ни один сколь бы то ни было серьезный израильский политический деятель больше не поставит на эту дохлую лошадь. Такова реальность, не отменяющая риторики израильских политиков по поводу перспектив мирного урегулирования. Это позволяет сохранить лицо посредникам, в первую очередь американским, и сохраняет доступ левому лагерю к остаткам грантов, выделенных на организацию палестино-израильского диалога.
Если столкновения палестинских семейных кланов, племен и криминальных группировок перестанут затрагивать израильтян, они смогут продолжить их без вмешательства Армии обороны Израиля. В противном случае новая израильская военная операция в Газе столь же неминуема, как и антитеррористические действия израильских спецслужб на Западном берегу.
REGNUM
Екатерина II - "палач и душитель"
"Россия полностью господствует в Армении"
Конкуренция с Россией за трудовые ресурсы "существует перманентно"
Во всем остальном ситуация в Израиле будет развиваться достаточно стабильно. Правительство Ольмерта явно просуществует до конца своего мандата. Ни одна из партий, входящих в правящую коалицию, не заинтересована в досрочных выборах: слишком велика опасность не попасть во власть. А оппозиция слишком мала для того, чтобы свергнуть непопулярное правительство парламентским путем, прочие варианты, обычные для региона, вряд ли возможны в Израиле. Впрочем, Нетаньяху на посту премьер-министра вряд ли будет проводить политику, принципиально отличающуюся от курса Ольмерта. Разница только в риторике. Так что никаких кардинальных изменений не предвидится, во всяком случае, до той поры, пока в стране не появится новый генерал Шарон.
Умеренная стабильность отличает и российско-израильские отношения. И это дает основания надеяться на их постепенное укрепление. Это относится и к возможности введения безвизового режима, и к возвращению РПЦ Русского подворья, и к экономическим связям двух стран.
Направления прорыва при этом те же, что и в 1990-е годы: экспорт газа и электроэнергии, совместные проекты в сфере ВТС и инфраструктуры, алмазообрабатывающей промышленности и высоких технологий, взаимные инвестиции и сотрудничество на рынках стран Третьего мира. При этом потенциал сотрудничества России и Израиля по-прежнему значительно превышает достигнутый уровень. Так что обеим сторонам есть над чем работать, а предсказуемость и стабильность ситуации им только на руку.