Причину подобного положения дел недавно назвал генеральный секретарь министерства внутренних дел Индонезии Прого Нурджаман (Progo Nurjaman). По его словам, более половины индонезийских островов оставались безымянными из-за отсутствия бюджетных ассигнований. К примеру, государственный бюджет на 2006 год выделял на обследования и сбор данных обо всех тысячах островов Индонезии лишь 3,2 миллиарда рупий (на тот момент - около $350 тысяч).
Что просто поразительно, множество безымянных островов до сих пор имеется даже на территории столицы страны - Особого столичного округа Джакарта. В прошлом году здесь не имели имен 107 из 218 кусочков суши, которые являются столь же неотъемлемыми частями столицы, как, скажем, Лосиный остров в Москве.
В черту города в качестве отдельного района входит так называемая "Тысяча островов": архипелаг, состоящий, в зависимости от мнения вашего собеседника, из 100-145 кусочков суши. Там есть даже два заповедника для перелетных птиц (прямо в черте города), но нет ясности относительно того, сколько же там островов на самом деле.
"Ну и как вы прикажете управлять тем, что не имеет названия?" - спрашивает доктор Ретробун.
Только в прошлом году в Индонезии "окрестили" сразу одну тысячу 466 островов. Для этого первым делом понадобилось создать новый орган, и правительство Индонезии приняло решение об образовании возглавляемой самим президентом Национальной группы по стандартизации имен островов (National Team for Island Name Standardization), в которую вошли министры обороны, иностранных дел, рыболовства и морских ресурсов и национального образования.
Перед новым органом встала сложнейшая задача: провести полевые исследования всех без исключения индонезийских островов, чтобы можно было оперировать точными и современными данными. Ведь, согласно Конвенции ООН по морскому праву, островом считается окруженный со всех сторон водой естественно образовавшийся участок суши, остающийся над поверхностью воды при самом сильном приливе. То есть, если во время максимальной высоты прилива кусочек суши полностью скрывается под водой, но из нее продолжают торчать способные расти даже в соленой воде мангровые заросли, то это островом не считается.
Между тем, на гигантских просторах протянувшейся на пять с половиной тысяч километров страны то и дело одни острова появляются, а другие исчезают. Для этого существует масса причин, начиная с обычной деятельности течений и кончая резкими изменениями рельефа суши в этом самом сейсмически активном районе планеты. По данным доктора Ретробуна, только цунами 2004 года "стерло" с карты Индонезии три острова.
Порой причиной таких изменений становятся и сами люди. К примеру, расположенный между Индонезией и Малайзией город-государство Сингапур пару десятилетий назад был меньше по площади, чем остров Самосир на всемирно известном индонезийском озере Тоба. А сейчас он уже заметно больше Самосира, зато несколько расположенных поблизости индонезийских островов оказались под угрозой исчезновения, и их пришлось восстанавливать. Да и как оно может быть иначе, если строительная промышленность растущего вширь Сингапура, по индонезийским официальным данным, ежегодно потребляет свыше 320 миллионов тонн песка (преимущественно индонезийского).