Юрий Зайцев, эксперт института космических исследований РАН, для РИА Новости.
Современный стратегический баланс - это форма выражения качественного и количественного соотношения сил сторон с учетом факторов, определяющих стратегическую ситуацию. Совокупность ее параметров можно представить как сложную динамическую систему, одним из элементов которой являются ядерные, в первую очередь стратегические вооружения. Однако общее состояние такой системы во многом зависит и от других ее компонентов. Существует, в частности, органическая и неразрывная взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями. Она была признана и Советским Союзом, и Соединенными Штатами при подписании договора по противоракетной обороне (ПРО). Характерен в этом отношении факт, что бессрочный Договор об ограничении систем ПРО и первое Соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) были заключены одновременно (в 1972 г.).
REGNUM
Крым делает Украину зависимой от России
Эстония: СССР развязал Вторую мировую войну
Белоруссия готова к серьезному союзу с Россией
Суть проблемы коротко можно сформулировать так: многовековая эскалация соперничества между оружием нападения и средствами защиты - "мечом" и "щитом" - кстати, всегда развивавшаяся в пользу "меча", с изобретением ядерного оружия дошла до роковой черты. Сложилась ситуация, когда щит, даже если он был бы способен отразить 99% ударов из существовавшего ядерного арсенала, стал бессмыслен. Оставшийся один процент был достаточен для того, чтобы парализовать цивилизацию. В то же время объективно научно-технический анализ состояния и перспектив соревнования средств нападения и защиты показывает, что возможности наступательных вооружений и в дальнейшем будут существенно превосходить резервы обороны, а это значит, что не может быть речи даже о 90% отраженных ракет.
С учетом многих факторов декларируемая США глобальная ПРО не вправе рассматриваться как эффективное средство защиты от массированного первого удара. Но ее развертывание создаст иллюзию возможности защиты от ослабленного ответного удара возмездия. Именно в иллюзорности выгодности первого удара - одна из основных опасностей развертывания глобальной противоракетной обороны. В кризисных ситуациях увеличится стимул к упреждающему удару с одновременным принятием мер по нейтрализации ПРО противоборствующей стороны.
Американские официальные лица категорически отрицают, что развертываемая ими ПРО будет угрожать безопасности России. Предположение, что 10 перехватчиков и несколько радаров в Восточной Европе каким-то образом могут угрожать советским стратегическим силам сдерживания, совершенно нелепо, - заявила Кондолиза Райс, использовав при этом, что характерно, определение времен холодной войны - "советский". Все верно, однако, не для случая нанесения ответного удара возмездия, когда шансы перехватить оставшиеся ракеты значительно возрастут. Кроме того, в перспективе американцы намерены устанавливать на свои противоракеты в Польше кассетные кинетические боевые части - по 30-40 на каждую, а это уже не просто "десять антиракет", это значительно более серьезная сила.
Для США сейчас главное - создать основные элементы инфраструктуры ПРО, а в дальнейшем наращивать их возможности уже не составит проблемы. Об этом свидетельствует, в частности, "крайне удачное" расположение американской РЛС в Чехии. Она позволит обнаруживать все российские МБР через 60-75 секунд после старта и сразу выдаст математическую модель, близкую к реальной полетной программе ракеты, что, естественно, облегчит ее перехват.
По сути, выход США из договора по ПРО от 1972 г. и, в особенности, намерение развернуть в Европе ее элементы - самый серьезный за последние годы тест на прочность российско-американского партнерства. При этом, однако, публичная реакция российского руководства первоначально была весьма сдержанной. Дело ограничилось в основном выражениями "сожаления". Что, впрочем, понятно: в ближайшие десять-пятнадцать лет эта проблема будет носить для России больше политический, нежели военный характер. Сегодняшнее состояние соответствующих технических решений и технологий не позволяет создать надежную систему перехвата ракет, тем более разделяющихся головных частей с индивидуальным наведением боевых блоков, да еще при многочисленных ложных целях и в условиях организованного противодействия.
REGNUM
Крым делает Украину зависимой от России
Эстония: СССР развязал Вторую мировую войну
Белоруссия готова к серьезному союзу с Россией
Тем не менее, Москва приняла решение о максимальном продлении ресурса многозарядных ракет РС-20 ("Сатана") и РС-18 (УР-100Н УТТХ). В условиях сохранения их на дежурстве форсировать перевод поступающих на вооружение в моноблочном варианте "Тополей-М" на три боеголовки пока не имеет смысла. C другой стороны, 29 мая Россия объявила об успешных испытаниях на базе Тополя новой МБР РС-24 с разделяющейся головной частью.
В целом к 2013 г., когда развертываемые в Европе противоракетные системы станут боеготовыми, российской группировке МБР будет вполне по силам преодолеть созданную к тому времени американскую систему ПРО. Однако в дальнейшем неизбежно встанет проблема ответных действий, которые позволили бы устранить могущий возникнуть военно-силовой дисбаланс.
На этот счет есть целый ряд заявлений видных военных и политических деятелей России о возможных ответных мерах, которые в общем виде характеризуются как асимметричные, и способные гарантировать поддержание стратегической стабильности. На практике все они означают дальнейшее совершенствование стратегических наступательных вооружений, их способности преодолевать любую перспективную систему ПРО и наносить неприемлемый ущерб агрессору в ходе глубокого ответного удара. При этом особое внимание должно быть уделено обеспечению непоражаемости МБР на участке разгона, когда они наиболее уязвимы. Один из возможных вариантов - сокращение времени активного участка полета и придание ракете способности маневрирования.
Маневрированием должны обладать и ядерные боеголовки на заключительном участке полета. Первые испытания таких головных блоков прошли еще в феврале 2005 г. на МБР "Тополь-М". Судя по всему, головная его часть имела несколько маневровых двигателей и прямоточный реактивный двигатель. Боеголовка, затормозившаяся при входе в атмосферу, снова разгоняется этим двигателем вплоть до гиперзвуковых скоростей и одновременно, при включении маневровых движков, совершает зигзагообразный полет, предсказать траекторию которого невозможно никакими средствами контроля.
По-видимому, был испытан не просто боевой блок баллистической ракеты, а самостоятельный летательный аппарат, который может доставляться с помощью МБР на территорию противника и там поражать заданную цель. По заявлению начальника российского Генштаба Юрия Балуевского, на боевое дежурство ракеты с такими маневрирующими боеголовками начнут ставить с 2010 г.
И, наконец, о наиболее часто упоминаемом варианте асимметричного ответа на развертывание американской системы ПРО - одностороннем выходе России из Договора о ракетах средней и малой дальности. Вариант, прямо скажем, абсурдный как с военной, так и с экономической точек зрения. Потребуются огромные финансовые затраты на проведение широкомасштабных исследовательских работ, переориентация предприятий на выпуск нового вида вооружений, строительство ракетных баз и прочее, и прочее.
Но, возможно, это-то и является целью Вашингтона: втянуть Россию в новую гонку вооружений, довести до такого коллапса, в который попал СССР, когда погнался за США, добиваясь паритета по стратегическим ядерным вооружениям. Сильная Россия, вопреки всем заявлениям наших заокеанских, да и европейских "друзей", никому не нужна, и когда она стала подниматься с колен, это многих напугало.
В беседе с государственным секретарем США Кондолизой Райс Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе разрушит сложившийся глобальный баланс сил. "Очевидно, что такие планы Соединенных Штатов не являются проблемой исключительно российско-американских отношений", - заметил президент РФ. По его заявлению, возникшая проблема "в той или иной мере затрагивает интересы всех европейских государств, в том числе не входящих в НАТО".
Россия, Европа и Америка должны совместно оценить все возможные стратегические риски. В противном случае, несмотря на ожидаемое глобальное потепление климата в мире, неизбежно начнет "холодать".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции