На мой взгляд, самое главное сейчас - обеспечить воспроизводство ресурсов трансграничных водных объектов, как с качественной, так и с количественной стороны (использование ресурсов - уже следующий вопрос). Это необходимо, чтобы гарантировать населению обеих стран, российским и китайским предприятиям безопасное водопользование.
Главный трансграничный водный объект у России и Китая - река Амур. Но замыкаться только на амурских проблемах было бы неправильно. Существуют еще и реки Сунгари, Туманган (Туманная), а также Иртыш, впадающий в крупнейшую сибирскую реку Обь. Его верховье - Черный Иртыш - находится на территории КНР. Самое важное, конечно, предохранить эти реки от загрязнения. Другая проблема состоит в том, чтобы обеспечить режим воспроизводства водных ресурсов, сохраняя экосистемы на территории водосбора каждой из рек.
Ситуация здесь складывается явно не симметричная. Во-первых, налицо разница между демографическими потенциалами: китайское население в приграничной зоне во много раз превосходит российское. К демографической диспропорции добавляется экономическая: антропогенное развитие сопредельной китайской территории идет несравнимо активнее, чем в России. Форма очистки бытовых и промышленных стоков китайских предприятий, и без того несовершенная, просто не поспевает за темпами экономического развития.
Особенно сильное антропогенное давление оказывается на бассейн реки Сунгари, с которой связано большинство неприятностей последних лет. На берегах этой реки сегодня проживают 70 миллионов человек. Пройдя 1500 км пути, вобрав в себя все санкционированные и браконьерские стоки (продукты жизнедеятельности прибрежных городов и поселков), Сунгари отдает свои воды Амуру. Легко представить, что эти воды приносят.
Несмотря на существенно меньшую антропогенную нагрузку с российской стороны, ситуацию и здесь, к сожалению, тоже нельзя признать абсолютно благополучной. Имеют место и сбросы неочищенных отходов, и нерациональное лесопользование в бассейнах этих рек.
Всякая трансграничная река неизбежно является объектом хозяйственного использования с обеих сторон, и они одинаково заинтересованы в том, чтобы экологическая обстановка была нормальной, а вода удовлетворяла санитарным и экологическим требованиям. Обеспечить выполнение этих условий - долг обеих стран. Для успешного выполнения водоохранных требований, прежде всего, необходим мониторинг состояния водных объектов и экосистем на водосборах. Только имея полные сведения о состоянии водных объектов можно контролировать источники загрязнения. Причем, опираться необходимо на информацию согласованную, гармонизованную, обоюдно признанную, складывающуюся, естественно, из двух частей - российской и китайской. Но пока у нас такой информации нет.
Дальше следует договориться о допустимых воздействиях на водные объекты, прежде всего - о предельно допустимых сбросах. Какую часть этой нормы отнести на счет каждой из двух стран, можно решать уже с позиции рыночных отношений, открывающих возможность торговли квотами.
Однако на практике задача определения допустимых воздействий на водные объекты усложняется тем, что, в идеале, она должна решаться для разных водных объектов индивидуально, ибо двух одинаковых рек или озер в мире не существует. Именно поэтому так важно вести работу в отношении трансграничных объектов совместно.