Досье на миллион человек
Автор: Константин Фрумкин
На фоне беспрецедентного роста рынка рекрутинга в крупнейшем кадровом агентстве России, холдинге "Анкор", разразился конфликт акционеров. Его последствиями могут быть ущерб репутации компании, потеря ею части рыночных позиций и даже раскол компании надвое.
С каждым годом российские кадровые агентства в разы увеличивают размеры бизнеса. Правда, объемы рынка рекрутинговых услуг – настоящая загадка для маркетологов. Слишком разнятся называемые экспертами цифры. Так, руководитель проектов Begin Group Олег Кубатько говорит о $170 млн по итогам 2006 года, глава компании "Агентство Контакт" Анатолий Купчин – о $300 млн, а управляющий партнер рекрутинговой компании Antal International Тремейн Элсон оценил объемы рынка в диапазоне от $500 млн до $750 млн. Однако никто не сомневается, что рынок характеризуют быстрый рост и фактическая закрытость от конкуренции с иностранцами. По данным агентства Cornerstone, по сравнению с 2005 годом объем рынка увеличился в два раза. Что же касается иностранцев, то, как считает Тремейн Элсон, "иностранные рекрутинговые компании составляют очень небольшой процент на российском рынке. Они могут претендовать на лидерство только в тех отраслях экономики, где нужны западные специалисты, к примеру, в юридической или в банковско-инвестиционной сфере. Компании, базирующиеся в Нью-Йорке или Лондоне, имеют смутное представление о местном рынке труда, уровнях зарплат и о том, как "продать" Россию кандидатам из-за рубежа. Ведь если мне нужна квартира в Москве, я не буду обращаться к лондонскому брокеру!"
В закрытом клубе
На рынке действует около 250 рекрутинговых агентств. При этом основная конкурентная борьба разворачивается между 30 крупнейшими компаниями. Остальные малочисленны, и у них не хватает средств для инвестиций в собственное развитие. Количество участников рынка практически заморожено: по данным исследования "Агентства Контакт", общее число работников рекрутинговых агентств в прошлом году увеличилось на 10%, но количество самих агентств не выросло. Таким образом, не будет большим преувеличением сказать, что рекрутинговый бизнес в России – это небольшой закрытый клуб, состоящий всего из нескольких десятков участников, где все прекрасно знают друг друга.
Тем более удивляют те разночтения, которые существуют как при оценках объемов рынка, так и при определении списка абсолютных лидеров отрасли. У каждого эксперта – свои представления о лидерах. Так, Олег Кубатько считает, что лидерами рынка в течение уже долгого времени являются такие компании, как Kelly Services, ManPower Inc., "Анкор". Со своей стороны Тремейн Элсон отметил, что ни одна компания не может похвастаться более чем 3-процентной долей рынка, а доля Antal International 2,5 – 3%.
И все же компанией №1 на рынке рекрутинга большинство считают холдинг "Анкор". Сама компания определяет свою долю в 10% – и это похоже на правду, учитывая, что ее оборот за прошлый год составил 1,9 млрд руб., то есть более $70 млн. Правда, Тремейн Элсон считает, что "Анкор" лидирует исключительно в сегменте массового рекрутинга и подбора персонала на невысокие позиции. Однако управляющий директор компании Cornerstone Сергей Ражев утверждает, что "Анкор" лидирует также в сегменте подбора менеджеров на средние позиции (management selection) – в этой области лидерами являются также Antal International, Cornerstone и Flex.
Так или иначе, "Анкор"– крупнейшая структура, располагающая сетью из 30 региональных офисов на территории России, Украины и Белоруссии, в чьей базе данных хранятся сведения на 1 млн работников. За год "Анкор" заполняет около 8000 вакансий, что, по данным журнала "Управление персоналом", больше, чем его ближайшие конкуренты.
Советские пионеры
История кадрового холдинга "Анкор" уходит корнями еще во времена Горбачева – когда никакой конкуренции на этом рынке не было. В 1989 году психолог Игорь Хухрев и его супруга Елена Новикова работали в компании Icon. Это было советско-британское предприятие, основанное двумя братьями с паспортами разных стран. Поскольку у них постоянно шла борьба за лидерство, Хухрев и Новикова давали им консультации по вопросам создания системы управления, климата в компании, подбора персонала. Уже внутри Icon возникла идея продавать такие услуги – и это получилось. Хухрев, Новикова и еще несколько человек провели с владельцами Icon переговоры о совместном будущем. Поскольку мнения не сошлись, то группа Хухрева создала независимое агентство SPARK, которое в 1990 году было переименовано в "Анкор"– "Анализ. Консультирование. Рекрутмент".
С тех пор "Анкор" развивался, постепенно разрастаясь. С 1993-го по 1998 год он существовал в качестве франчайзинговой структуры одного из крупнейших американских рекрутеров – RWJ/Express Personnel Services. Это позволило компании обучиться западным технологиям работы. Одновременно "Анкор" начал создавать собственную франчайзинговую сеть, заключая партнерские соглашения с небольшими кадровыми агентствами на местах. При этом его главными клиентами были и остаются иностранные компании (сегодня они составляют 60% клиентуры).
Вторжение в регионы объяснялось прежде всего тем, что у московских клиентов рекрутера начал развиваться бизнес в провинции. Как заметил вице-президент Manpower Феликс Кугель, "бизнес кадровых компаний идет следом за бизнесом своих клиентов". Сегодня две трети рекрутингового бизнеса сосредоточено в столице, и поэтому даже конкуренты вынуждены признать успехи "Анкора" в регионах. По словам Олега Кубатько из Begin Group, "столичные рекрутеры в поиске свободных высококлассных специалистов очень часто идут в регионы, что обычно носит проектный характер – ищутся специалисты для московских компаний на какие-то конкретные позиции. Это связано с превышением спроса над предложением на столичном рынке труда. Исключением тут является агентство "Анкор"– они активно развивают региональную филиальную сеть и работают с заказчиками из регионов".
В 2004 году развитие по модели франчайзинга было признано неперспективным. "Сформировав сеть из 15 франчайзинговых офисов, мы поняли, что дальше она развиваться не может, и на протяжении трех лет эта система не менялась, – разъяснил президент холдинга Игорь Хухрев. – Очень трудно контролировать качество: стандарты размываются, маркетинговые материалы, реклама оказываются совершенно не соответствующими тому, что разработано в центре. Эти проблемы подвигли нас на создание более жесткой системы управления, позволяющей нам оказывать клиенту услуги одинакового качества во всех точках продаж".
"Анкор" начал, во-первых, выкупать бизнесы у своих иногородних партнеров и, во-вторых, создавать в провинции дочерние офисы "с нуля". Холдинг на основе управляющей компании "Анкор-менеджмент" был сформирован в 2006 году, и тогда же им заинтересовалась швейцарская рекрутинговая компания Adecco. Шла речь о продаже бизнеса – однако сделка не состоялась. Как считает Тремейн Элсон, Adecco не совершила сделку по приобретению "Анкора" из-за смены направления деятельности руководящей команды Adecco. Сергей Ражев предполагает, что результаты due diligence (обследования) компании "Анкор" не удовлетворили высоких требований такой публичной компании, как Adecco. Так или иначе, "Анкор" остался самостоятельным.
Апогей
Развитие "Анкора" продолжалось бы и дальше – но в настоящее время компания потрясена жестким конфликтом между своими акционерами.
Одной из сторон в этом конфликте выступает сам Игорь Хухрев, а другой – группа акционеров компании, включающая главу санкт-петербургской "дочки" холдинга Наталию Ганину, а также ветерана и основателя холдинга, уже бывшую супругу Хухрева, Елену Новикову. Ганина и Новикова обвиняют президента холдинга в том, что он вывел активы из компании, перерегистрировав их на ООО "Анкор-регионы", неподконтрольное остальным акционерам. Среди активов, о которых идет речь, – дочерние структуры холдинга, а также сам товарный знак "Анкор". Как сообщила "Ко" Наталия Ганина, в отношении Хухрева подано 15 судебных исков, в том числе заявление в правоохранительные органы по факту мошенничества и хищения в особо крупных размерах. "Все необходимые документы, доказывающие факт незаконного отчуждения активов генеральным директором ЗАО "Анкор-менеджмент" Хухревым, у нас имеются. Мы не сомневаемся в позитивном для нас решении суда", – считает Ганина.
Одними только судебными исками акционеры не ограничиваются. Наталия Ганина основала петербургский офис "Анкора" и более 10 лет успешно им руководила. Поэтому когда она предложила сотрудникам в Петербурге перейти в ее компанию, большинство согласилось. Фактически петербургский офис "Анкора" вышел из холдинга.
Сейчас Елена Новикова и Наталия Ганина объявили о своих планах основать новую фирму, которая претендует под новым брендом развиваться по всей России. "95% питерской команды "Анкора" перешли в новую компанию", – сообщила "Ко" Ганина. Руководители вновь созданного кадрового агентства уверены, что благодаря переходу бывших сотрудников "Анкора" им удастся повернуть ситуацию в свою пользу.
Сам Игорь Хухрев объясняет происходящее исключительно желанием акционеров набить цену за свои доли. "Инцидент является частью переговорного процесса между акционерами, – сообщил "Ко" президент "Анкора". – Часть акционеров, которые хотели продать свои акции, решила усилить свои позиции, но с нашей точки зрения это неразумный поступок, и если говорить о стоимости акций, то она в результате только снижается. Но мы, несомненно, еще вернемся к переговорному процессу".
"Я не буду это никак комментировать. Если они считают, что были какие-то нарушения, – пусть доказывают, я не буду ничего опровергать", – заявил Игорь Хухрев.
Полный вперед
Игорь Хухрев – во всяком случае внешне – относится к конфликту в Санкт-Петербурге крайне спокойно. Он признает, что на питерский филиал приходится до 25% всего бизнеса холдинга. Однако его компания уже создала в Санкт-Петербурге новый офис, куда постепенно возвращаются старые клиенты. Потери клиентуры, по оценкам главы холдинга, составят менее 10%. Правда, оппоненты дают иную оценку. По словам Наталии Ганиной, 70% питерских клиентов уже перезаключили договоры с ее новой компанией.
Так или иначе, Игорь Хухрев демонстрирует оптимизм. Если сегодня у "Анкора" есть отделения во всех городах-миллионниках, то следующий этап – охват всех городов с населением свыше 500 000 человек. К 2008 году количество региональных офисов кадрового холдинга должно возрасти с нынешних 30 до 44. И если до последнего времени компания развивалась исключительно за счет собственных средств, то теперь речь пойдет уже о привлечении внешних источников финансирования. В частности, Игорь Хухрев говорит, что в течение 2 – 3 лет она выйдет на IPO. Если это действительно произойдет, то "Анкор" станет первой в России кадровой компанией, публично разместившей свои акции. Кроме того, по словам Хухрева, IPO может предшествовать продажа акций какому-либо западному инвестиционному фонду – такие сделки являются хорошим ориентиром для всех будущих инвесторов.
Что же касается тех качественных изменений, которые ждут бизнес "Анкора", то Хухрев прогнозирует, что в структуре бизнеса значительно меньшую долю будут занимать классические рекрутинговые услуги – то есть подбор персонала по заявкам работодателей. По прогнозу главы "Анкора", Россию ожидает сильнейший дефицит кадров. В этих условиях компании начнут предпринимать дополнительные усилия для удержания квалифицированных специалистов, и подвижность наиболее ценных кадров резко уменьшится, а заработные платы возрастут. Приспосабливаясь к новым условиям, фирмы будут вынуждены думать о сокращении численности постоянных сотрудников, а кадровые агентства должны будут сосредоточиться на предоставлении им временного персонала (аутстаффинг), а также на создании структур, способных выполнять различные бизнес-функции на аутсорсинге.
Явление закономерное
Возникновение конфликта между акционерами "Анкора" было закономерно. Бизнес "Анкора" бурно развивался, он обещал неплохие дивиденды, имелась возможность продать его за неплохие деньги иностранному инвестору, и при этом в бизнесе не было определенного хозяина – Ганина, Новикова и Хухрев владели сопоставимыми по размеру пакетами акций.
"К сожалению, в любой компании, где много акционеров, рано или поздно возникают проблемы, – прокомментировал ситуацию Сергей Ражев. – У акционеров, которые явно были настроены на сделку с Adecco, поменялся настрой. Специалисты же, желающие выйти из дела или открыть свой бизнес, оказались, грубо говоря, ни с чем. В настоящий момент, я считаю, конфликт обусловлен тем, что обе стороны пытаются обвинить друг друга в срыве сделки. Скорее всего, результатом станут две разные компании".
"На мой взгляд, акционеры "Анкора" допустили структурную ошибку, усилив региональное направление, – говорит Анатолий Купчин. – "Анкор" попытался занять два разных сегмента рынка. С одной стороны, "Анкор"– это сетевая компания с массовым подбором, с другой – национальная региональная рекрутинговая компания. Такая "расфокусировка" интересов акционеров спровоцировала внутренние бизнес-противоречия. Те, кто активно занимался регионами, хотели направлять средства и развивать это направление; те, кто занимался московским рекрутментом, – не хотели жертвовать".
В чем эксперты не сомневаются – так это в том, что состоявшийся конфликт нанесет большой ущерб холдингу.
"Бренд "Анкор" сильно пострадал от противоправных действий Хухрева и его окружения. Консалтинговую компанию эта ситуация может привести к необратимым разрушительным процессам", – утверждает Елена Новикова.
"Любой конфликт акционеров ведет в конечном счете к потерям для бизнеса – особенно если этот бизнес в области услуг, где определяющим фактором является команда. В случае с "Анкором" ущерб репутации, связанный с конфликтом между собственниками, приведет к оттоку клиентов, потере доли на рынке, которую быстро займут конкуренты", – комментирует президент Хоум Кредит энд Финанс Банка Евгений Бернштам.
С этим мнением абсолютно согласен Тремейн Элсон из Antal International. "В любом случае такое паблисити не скажется положительно на имидже "Анкора" и на бизнесе компании в целом, – отмечает эксперт. – Пока в центре внимания будет проблема с акционерами, сам бизнес отойдет на второй план. Как отреагируют на это клиенты? Этот конфликт – хорошая новость для множества компаний, которые не преминут воспользоваться возможностью, появившейся для них на рынке рекрутмента с ослаблением позиций "Анкора".
Источник: Компания
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто