Правда, в Иране имеется как минимум один действующий легководный исследовательский реактор TRR бассейнового типа мощностью 5 МВт, построенный американцами в Тегеране в 1967 году. Характерной особенностью этого реактора является то, что топливом ему служил высокообогащенный (93%) оружейный уран, поставленный из США. В 1992 году реактор был модернизирован для использования урана с более низким, 20% обогащением. Масса урана в активной зоне составляет 5,7 кг.
Аргентина передала Ирану для использования в этом реакторе 100 кг урана с 20% обогащением. Модернизация реактора и передача урана велись под эгидой МАГАТЭ. Кстати, заметим, что при повышении степени обогащения до оружейной кондиции этого количества урана с избытком может хватить на одну минимальную бомбу.
Кроме исследовательского реактора, о котором шла речь, Иран закупил в течение последних 30 лет 2 реактора во Франции, 6 - в Германии и несколько в Китае. Скорее всего, это маломощные, работающие в импульсном режиме исследовательские реакторы для получения нейтронных пучков.
В соответствии с международной практикой обеспечения безопасности, ядерный объект (реактор, контейнер с высокоактивными отходами) должен выдерживать удар турбины современного военного самолета, разогнанной до скорости звука. Однако в случае прямого попадания крылатой ракеты или авиабомбы такая защита объекта все равно будет разрушена, и произойдет выброс радиоактивности в атмосферу. Правда, при разрушении реактора бассейнового типа, где небольшая по размеру активная зона находится в значительной массе воды, не должно быть значительного разогрева активной зоны, горения конструкционных материалов и выброса большого количества радиоактивных продуктов в атмосферу.
Есть еще другой, маловероятный вариант. Если время работы исследовательского реактора будет примерно таким же, как у взорвавшегося в апреле 1986 года реактора 4-го блока Чернобыльской АЭС, то первичный выброс радиоактивных продуктов при полном мгновенном его разрушении составит максимум 0,5% от той величины, которая была выброшена в атмосферу в первые минуты аварии ЧАЭС (50 млн. кюри), т.е. - 250 тыс. кюри. Это может вызвать значительное локальное загрязнение местности, однако, серьезной экологической проблемы регионального масштаба все же не возникнет.
Логично предположить, что для предотвращения получения Ираном высокообогащенного оружейного урана в первую очередь будет разрушен центрифужный завод в районе Исфагана. По заявлению президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, в настоящее время на заводе используется 3000 центрифуг (хотя до последнего времени было известно лишь о 328 центрифугах). Можно оценить, что одномоментно во всем каскаде центрифуг содержится не более 150 г урана со средним обогащением, допустим, в 1,5%. Активность такого количества смеси изотопов 235 и 238 составит около 5*10-5 кюри. Учитывая значительную площадь, занимаемую заводом, при его разрушении гексафторид будет немедленно разбавлен большим количеством воздуха. В атмосфере гексафторид мгновенно превратится в твердый тетрафторид, аэрозоли которого могут переноситься ветром достаточно далеко, но концентрация урана будет ничтожна и не представит какой-либо радиационной опасности. Однако может пострадать персонал завода.