|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Новости / E-business / В легальном поле не воины
В легальном поле не воиныАвтор: Евгений КарасюкСчитаете свой бизнес безнадежным? Тогда взгляните на торговлю лицензионной аудио- и видеопродукцией трехлетней давности — вам точно полегчает. Рост продаж вялый, чтобы не сказать нулевой. Потребитель неразборчив и приучен к бросовым ценам. Большинство конкурентов — пираты. И правоохранительным органам нет до них никакого дела. Рискнули бы инвестировать в такой бизнес? А совладелец группы Ritzio Олег Чамин решился, причем с размахом. Принадлежащая ему сеть магазинов “Настроение” только в Московском регионе насчитывает около 80 точек. Для сравнения: “Союз” — самая крупная в стране сеть, торгующая мультимедиапродуктами, с годовым оборотом $100 млн — включает 140 собственных магазинов. Плюс еще 10 точек франчайзи. Но “Союз” работает уже 14 лет, а “Настроение” вышла на рынок в конце весны 2005 г. К будущему Новому году скороспелая сеть планирует прирасти еще 40 магазинами в Московском регионе и к тому же сроку увеличить число своих точек в Санкт-Петербурге с 4 до 30. Для этого придется открывать по три магазина каждые две недели. Но у “Настроения” есть причины торопиться с экспансией. Как и у “Союза”, и еще одного конкурента — сети “Хит-зона”. Продавать лицензионные музыку, видео и развлекательный софт вдруг оказалось настолько выгодно, что в игру включились крупные продуктовые сети, магазины по продаже электроники и даже книжные супермаркеты. По оценкам “Настроения”, не менее 50% всех лицензионных CD и DVD в Москве покупается импульсно. Причем именно в непрофильных сетях. И половиной рынка от них не отделаешься: если так и дальше пойдет, в профильные магазины по продаже дисков вообще не будет смысла заглядывать. Недорогое удовольствие Назвать успешной историю торговли лицензионными CD и DVD в России не поворачивается язык. Редким игрокам легального рынка удалось пережить кризис 1998 г., а после него — уцелеть под натиском пиратов. По оценкам Международной федерации производителей фонограмм IFPI, на контрафакт приходится 65-70% всей продаваемой в нашей стране музыки. С домашним видео ситуация в лучшем случае та же. Характерна, например, судьба столичной торговой сети “Узел развлечений”. В прежние времена она насчитывала 40 точек. Но затем владельцы магазинов продали их Русской медиагруппе, решившей попробовать силы на новом для себя рынке. На базе “Узла развлечений” группа построила сеть “Манго мультимедиа”. Но и им в итоге пришлось избавляться от магазинов. Однако же, чтобы радикально преобразить этот рынок, хватило всего пары лет. То, от чего осмотрительные инвесторы бежали как от огня, теперь оказалось перспективной нишей c емкостью около $1 млрд и завидными темпами роста. “Мы рассчитываем, что российский рынок лицензионных музыки и видео на физических носителях к 2010 г. вырастет до $1,5 млрд”, — прогнозирует председатель совета директоров концерна “Союз” Александр Менн. Объяснить метаморфозу очень просто: товар резко подешевел. Первыми снизить цену на российскую продукцию отважились западные издатели музыки. Мейджоры начали продавать местным партнерам лицензии на выпуск так называемой кириллики, то есть альбомов в упрощенной версии: с четырехстраничным буклетом и маркировкой, ограничивающей зону распространения. “Кириллические” диски оказались вдвое дороже пиратских, но втрое дешевле импортных. Такое соотношение рынку понравилось. “Сегодня без кириллики бизнеса западных звукозаписывающих компаний в России нет”, — заявляет генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. На компакт-диски, произведенные в России, приходится 70% продаж местного офиса Universal Music, составивших за прошлый год $10 млн. Легальных DVD в 2005 г. было продано на $220 млн в розничных ценах, а годом позже их продажи более чем удвоились, достигнув отметки $450 млн. Отчасти сказалось отмирание стандарта VHS, считает Павел Гизатулин, президент сети магазинов “Хит-зона” (входит в концерн “Видеосервис”). Но взорвало рынок, конечно, не это. По оценкам Гизатулина, за последние два года розничная стоимость лицензионных DVD в его магазинах упала с 700-1000 руб. до 100-250 руб. за штуку. К тому же сократилось временное “окно” между премьерой фильма и изданием его видеоверсии. “Некоторые фильмы издаются на DVD уже через месяц после запуска в прокат. За это время пираты просто не успевают насытить спрос”, — радуется гендиректор “Настроения” Евгений Кобзарь. Правда, домашнее видео для России имеет отличия от западного оригинала: в нем нет субтитров и оставлена лишь одна звуковая дорожка с российским переводом. Но большинству потребителей большего и не нужно. Не верите? Постойте у стеллажей в “Ашане”, где продаются такие DVD. Только недолго — задавят. Медиамания Первые попытки крупных столичных универсамов продавать мультимедиапродукцию выглядели не очень убедительно — несколько хилых стоек где-нибудь в углу торгового зала с парой десятков дисков. Теперь этого мало даже для тесных дискаунтеров в глубинке. Дистрибуторская фирма CD Land, к примеру, недавно подписала с сетью магазинов экономкласса “Магнит” контракт на установку в ее точках стоек с компакт-дисками и DVD-фильмами. По словам директора по маркетингу и планированию CD Land Евгения Бахурова, речь идет о 500 ассортиментных позициях в каждом “Магните”. А таких свыше 1900 по всей стране. “В 30% объектов мы уже присутствуем, остальные охватим за год-полтора”, — говорит Бахуров. Но это еще цветочки. “Посмотрите, что делает MediaMarkt! Под торговлю медиаассортиментом там выделяют по 300-400 м2”, — встревожен Гизатулин из “Хит-зоны”. Похожая история с “М.видео”. В центре торговых залов — сотни музыкальных и видеодисков. Какая часть приходится на их продажи в общей выручке сети, в “М.видео”, впрочем, не раскрывают. “Не хотим дразнить конкурентов”, — отшучивается коммерческий директор сети Михаил Кучмент. Но какие уж тут шутки. Рост продаж компьютерных игр в магазинах этой сети за прошлый год составил 150%, видео-DVD — 80%, музыкальных компакт-дисков — 20%. “Останавливаться на достигнутом не собираемся, будем расширять ассортимент”, — уверяет руководитель медиадепартамента “М.видео” Евгений Рогачевский. Кто бы сомневался. По словам Евгения Кобзаря, рентабельность продаж 30-60% — обычное для рынка дело. Из подсчетов информагентства Intermedia следует, что в прошлом году объем сбыта музыки на лицензионных CD в оптовых ценах составил $198 млн, а в розничных — $384 млн. Средняя наценка, таким образом, составила чуть менее 100%. Хотя в MediaMarkt она всего 36%, что вдвое меньше, чем в магазинах “Союза”. Рисковый масштаб Похоже, что специализированная розница рискует остаться не у дел на собственном рынке. Однако не будем спешить с выводами. “Наше главное преимущество — широкий ассортимент”, — говорит Александр Менн из “Союза”. Пару лет назад концерн открыл в центре столицы трехэтажный мегастор “Всесоюзный” площадью 3000 м2. В него, как и в другие свои магазины, “Союз” старается заманить посетителя разнообразием домашних развлечений — от книг и игровых приставок до музыкальных инструментов. “Мы первыми в стране внедрили этот формат и пока им довольны”, — говорит Менн. Похожим путем пошла и “Хит-зона”, открывшая самый крупный в России мультимедийный магазин в рамках торгового центра — на 1100 м2 в “Европейском”. “Проект не имиджевый, — на всякий случай уточняет Павел Гизатулин. — Мы ориентировались на доходность”. Работать в крупных форматах пытается и “Настроение”. Правда, попытки пока не назовешь удачными, большинство проектов убыточно. “Мы компания молодая и оперировать на больших площадях пока только учимся”, — спокоен Кобзарь. Но стоит ли вообще ввязываться в это дело? В капризном мультимедийном бизнесе вложения в лишний товар и квадратные метры — больший риск. “Ашан” и “М.видео” в случае серьезного падения спроса на музыкальные компакт-диски быстро найдут, чем заполнить полки с неликвидом. А что будет делать тот же “Союз”? Из 71 000 позиций в мультимедийном ассортименте компании примерно 50 000 — это музыка на CD. В России, если верить подсчетам IFPI, за прошлый год легальные продажи музыки на физических носителях выросли всего на 5% — с $385 млн до $405 млн. 5% роста — еще куда ни шло. На Западе этот рынок давно и стремительно катится по наклонной. За минувший год Gartner Research зафиксировала в США 20-процентное падение продаж компакт-дисков. Физические носители энергично вытесняются Интернетом. Tower Records, некогда один из крупнейших в мире ритейлеров на рынке мультимедийных развлечений, разорился три года назад, не выдержав онлайновой атаки. Сети Virgin и HMV пока что держатся, но, видимо, с трудом. HMV, продажи которой еще пять лет назад росли на 20%, в прошлом году показала отрицательную динамику. Интересно, сколько отмерено российскому рынку музыкальных CD? “Год-два до серьезного спада, — уверен главный эксперт Intermedia Александр Тихонов. — Ведь людям, купившим mp3-плееры, уже ни к чему альбомы, им нужны отдельные треки”. Этот тренд, считает Тихонов, невооруженным глазом виден в столице. Символический рост рынка происходит за счет регионов, где компакт-диски не успели целиком заместить аудиокассеты. Впрочем, ждать осталось недолго. По данным Intermedia, в 2005 г. в стране было продано 27,5 млн кассет, а в 2006 г. — только 12,7 млн. Коннов из Universal ожидает, что к 2010 г. на цифровую музыку в России будет приходиться не менее 40% лицензионного рынка. Боевое настроение При такой подвижной конъюнктуре преимущество на стороне мобильных игроков. Средняя площадь московских точек “Настроения” — 80-100 м2. Иные магазинчики настолько малы, что десяток посетителей, зашедших в них одновременно, мешают друг другу. Павильоны “Настроения”, как правило, размещаются в проходных местах, на исконной территории пиратов — у метро. Здесь легче “поймать” правильный трафик. Это когда треть прохожих попадает в целевую аудиторию. При дневном потоке не менее чем в 3500 посетителей в день 10%, или 350 человек, — покупатели. Недурно для маленькой точки. Ассортимент? “При расчетах его глубины наши категорийные менеджеры опираются на массовый спрос”, — говорит Евгений Кобзарь. Страстным любителям независимой музыки или кинофильмов категории В в таких магазинах, конечно, делать нечего. “В нашем бизнесе "Настроение"— это "Макдоналдс"”, — говорит директор по маркетингу сети магазинов “Пурпурный легион” Александр Лоевский. Общее число наименований в ассортименте “Настроения” — около 48 000. А за вычетом книг (ими в условиях бурной конвергенции форматов компания тоже пробует торговать) выходит 33 000. Весь товар в “Настроении” успевают оборачивать за 3-4 месяца. Остатки, составляющие, по словам Кобзаря, менее 1%, распродаются на месте. Но недвижимость дорожает. А на аренду приходится свыше 90% операционных расходов “Настроения”. По оценкам Кобзаря, ставки на столичном рынке за прошлый год выросли на 12%. При том, что, по данным группы Astera, 1 м2 помещений в проходных местах у метро даже в спальных районах столицы сдавался за $1500-2500 в год. Впрочем, поверим источнику , утверждающему, что аренда в среднем обходится компании без малого в $1000. Но ведь есть еще стартовые инвестиции — те же $1000/м2. Стандартная точка сети, таким образом, в первый год работы обходится владельцу примерно в $200 000. А новые будут еще дороже. “Но на растущем рынке наши расходы оправданны”, — уверен Кобзарь. В “Настроение” уже инвестировано $14 млн, а до конца года планируется вложить еще $10 млн. За прошлый год продажи сети, по собственным данным, составили $12 млн. При этом в компании уверяют, что за неполные два года работы уже окупили четверть объектов сети. Плановые сроки вообще-то 24-36 месяцев. Но на деле выходит быстрее. Тот же “Всесоюзный”, где только ремонтно-строительные работы обошлись инвестору в $1,5 млн, планируется окупить за пять лет. И даже этот сценарий выглядит оптимистично: слишком много вокруг конкурентов. Источник: SmartMoney Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто
Дата: 16.04.2007, 12:59, Источник: Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0156 секунд
|
Сейчас: 15.11.2024, 9:01 |