Интернет и карьера: проснись, Нео
Автор: Анастасия Иванова
Если в конце девяностых работу через Интернет искали в основном специалисты в сфере телекоммуникаций и компьютерных технологий, то теперь "компьютерщики" составляют менее 7% от общего количества соискателей. Сегодня к помощи Интернета прибегают многие специалисты, нацеленные на карьерный рост. Как же, используя сетевые технологии, ярко заявить о себе в профессиональной среде, добиться встречи с нужным работодателем и избежать щекотливых ситуаций?
Если вы ищите работу…
- Начните путешествие по Сети с популярных бесплатных сайтов вакансий (www.rabota.ru, www.job.ru, www.job.km.ru). Почитайте аналитические статьи, познакомьтесь с рыночной конъюнктурой. Но учтите, что немало вакансий в открытом доступе вывешено кадровыми агентствами с целью "ловли на живца". Каждый, кто направляет резюме, попадает в базу данных, но обратная связь не гарантирована.
- Более "хлебное место" - сайты, предназначенные для работодателей (например, www.resume-bank.ru). Иногда они вызывают раздражение соискателей тем, что вместо краткого резюме приходится заполнять длинную форму. Однако игра стоит свеч. Во-первых, вы станете обладателем качественного резюме, отвечающего новейшим требованиям. Во-вторых, его получат только прямые работодатели и хед-хантеры, заплатившие за доступ к базе.
- Довольно важный источник неофициальной информации о работодателях и кадровых агентствах - форумы, которые есть на всех крупных ресурсах по трудоустройству. Здесь можно познакомиться с мнениями, которые не попадают в официальные пресс-релизы компаний и аналитические обзоры агентств. Многие из этих оценок весьма субъективны и не слишком корректны, но без них картина рынка труда была бы не полной.
- Прежде чем размещать свои персональные данные, просмотрите резюме других соискателей. Обратите внимание, как позиционируют себя потенциальные конкуренты, какими навыками они владеют и каковы их материальные запросы. Тогда вам легче будет "попасть в тренд". Если вы не хотите афишировать свой поиск работы, ограничьтесь платными сайтами. На любом из них есть возможность сразу же "спрятать" резюме от нежелательных читателей (нынешнего руководителя, компаний из вашего личного "черного списка" и т.п.).
Рекрутер и кандидат: виртуальный роман?
Самое главное для обоих профи - встретиться в нужное время и в нужном месте. Юна Скобликова, директор КА "Зеленая улица", считает, что основной плюс интернет-ресурсов в том, что любой из них служит универсальным средством и для поиска работы, и для подбора персонала. Соискатели получают оперативную информацию о ситуации на рынке труда. Рекрутеры за короткий промежуток времени и без особых усилий закрывают позиции среднего уровня. Но "виртуальный роман" заинтересованных сторон не всегда бывает счастливым. Во-первых, появление интернет-рекрутмента фактически вытеснило с рынка агентства, которые ограничивались простым посредничеством (напрямую пересылали подходящее резюме заказчикам, оставляя им на откуп все дальнейшие действия). Во-вторых, лучших соискателей и лучшие вакансии мгновенно перехватывают "монстры" рекрутинга, имеющие в своем распоряжении сайты с высокой посещаемостью.
Но существует и другая сторона медали. Не секрет, что многие соискатели очень низко оценивают квалификацию менеджеров по персоналу и с предубеждением относятся к кадровым агентствам. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на форум на любом крупном сайте вакансий. Однако многие профессионалы подобное отношение к кадровым агентствам находят странным. Например, Борис Артюшин, старший партнер Go-Getter Group, считает, что у каждого топ-менеджера должен быть "свой" хантер, подобно тому, как принято обзаводиться собственным врачом, стилистом и пр.
Тем не менее, с каждым годом становится все больше тех, кто предпочитает действовать без посредников, несмотря на сопутствующие риски. По мнению Натальи Моисеенковой, руководителя проекта в Independent Media, у сотрудников современного офиса доминируют две модели самостоятельного поиска работы - через Интернет или "по знакомству". А не случится ли так, что в недалеком будущем Интернет и вовсе вытеснит традиционные формы рекрутинга? Юна Скобликова настроена скептически: "Работодатели почти никогда не ищут через интернет-ресурсы персонал высшего звена. Не менее затруднительно таким способом найти сотрудников на производство". Более того, многие брендовые компании принципиально не вступают в прямое общение с соискателями и подбирают персонал только при помощи проверенных агентств. Квалифицированные hr-менеджеры давно поняли, что подбор редких специалистов и особо ценных кадров лучше доверять профессиональному хед-хантеру.
В любом случае самостоятельный поиск не отменяет необходимости соблюдать правила и прислушиваться к мнению профессионалов. Прежде всего, не следует предлагать себя всем подряд. По словам hr-менеджеров, крайне неприятное впечатление производит резюме, которое встречается во всех тематических разделах сайта вакансий - от маркетинга до бухгалтерии. Складывается впечатление, что соискатель или переоценивает себя ("и швец, и жнец"), или сам не знает, чего хочет.
"Обращаясь к Интернету с целью поиска сотрудников, руководители прежде всего хотят сэкономить время, - говорит Эльмар Муртазаев, главный редактор отдела инновационных проектов компании Independent Media. - Поэтому в резюме следует включать только актуальную информацию, связанную с конкретным профессиональным опытом. Например, если бы я сейчас искал работу в качестве журналиста, то сделал бы упор на свою специализацию, максимально четко перечислил темы, которыми занимался - например, банковский сектор, коммерческие банки, финансовый ритейл и т.д.".
Но ваши личные пожелания к вакансии имеют не меньшее значение. И должны быть сформулированы с предельной точностью. Такая скрупулезность при составлении резюме позволяет сразу же отсечь заведомо неподходящие варианты.
Не резюме единым...
Разумеется, возможности Интернета в отношении развития карьеры современных менеджеров не ограничиваются сайтами вакансий и подборками аналитических статей. Очень большую роль в этом процессе играют сетевые сообщества и блоги, так как позволяют с минимальными затратами существенно расширить сеть профессиональных знакомств. "Участие в таких сообществах, во-первых, дает конкурентное преимущество с точки зрения обмена практическим опытом, а во-вторых, позволяет вступить в непосредственный контакт с профессионалами, которые при других условиях труднодоступны", - говорит Наталья Моисеенкова. Исчезают и географические ограничения: в Интернете могут свободно общаться жители самых разных городов и стран. Кроме того, постоянное членство в виртуальном клубе менеджеров - дополнительный плюс к деловой репутации. Это один из неформальных признаков, по которым профессионалы узнают друг друга.
Блог в помощь
Блог (англ. blog, от web log, сетевой журнал или "дневник событий"), основное содержимое которого - короткие записи об актуальных событиях, фото или видеофайлы. Блоги могут быть личными или групповыми (корпоративными, клубными и т.д.). Для них характерна возможность публикации отзывов (т. н. "комментариев") всеми посетителями. Комментарии делают блоги средой сетевого общения, которая имеет ряд преимуществ перед электронной почтой, форумами и чатами. Любой читатель может сразу же вступить в диалог или полемику с автором, написав отзыв к блог-записи. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
Отношение менеджеров к блогам пока неоднозначное. Многие руководители считают, что это забава для сотрудников, но никак не серьезный инструмент для построения карьеры. Но немало и тех, кто считает блогосферу весьма перспективной территорией делового общения и PR'a. Есть немало примеров эффективной работы личного блога на имидж его автора. По мнению Ивана Давыдова, руководителя Интернет-проектов медиахолдинга "Эксперт", в этом отношении трудно делать долгосрочные прогнозы, так как блоги - очень молодая Интернет-среда. Пока можно лишь сказать, что он будет развиваться и дальше. "Примеры успешных сетевых сообществ, менеджерских клубов и т.д., как правило, принадлежат Европе и США", - говорит г-н Давыдов. У нас подобные проекты пока вызывают меньший интерес, так как в России люди тяготеют к живому общению.
Источник: Элитный персонал
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто