Таким же чемоданом является, кстати, и решение Верховной Рады о восстановлении в правах состава Центризбиркома образца 2004 года во главе с экс-председателем Сергеем Киваловым. Мало того, что Виктор Ющенко поручил СБУ взять нынешний состав ЦИК под защиту, так еще и решение Верховной Рады приостановил Печерский районный суд Киева. И хотя даже два чемодана без ручек - вещь весьма неудобная, так громоздкий багаж регионалов растет буквально на глазах. Это касается, скажем, угроз Верховной Рады в адрес тех чиновников на местах, которые не будут исполнять ее (Рады) решения, но зато будут выполнять указы и распоряжения главы государства. В проекте постановления Верховной Рады, инициированном социалистами, в частности, говорится: Никакими президентскими указами и распоряжениями нельзя отменить Конституцию и законы Украины, постановления ее парламента, а дискредитация парламентаризма и высшего законодательного органа является криминальным преступлением. После того, как президент переступил Конституцию и поставил себя вне границ закона, все его указы и распоряжения являются разве что сугубо внутренними документами для его Секретариата.
Понятно, что никто не ожидал, что нерешительный и вечно сомневающийся во всем Виктор Ющенко все же пойдет на столь радикальный шаг и подпишет указ о роспуске парламента. Понятно, что нужно было делать какие-то ответные шаги. Но, судя по всему, шок оказался настолько сильным, что противники президента начали делать ошибку за ошибкой, отдавая предпочтение демонстрации различных групп мышц.
Хотя нынешний расклад сил показывает, что пока президент и оппозиция находятся в более выигрышном положении, нежели их противники.
Во-первых, именно Ющенко контролирует армию, СБУ, спецназ ГРУ и Службу внешней разведки. Помимо этого президенту непосредственно подчинен и командующий внутренними войсками страны. В свою очередь Янукович номинально контролирует лишь МВД, чей личный состав вряд ли станет грудью на защиту интересов одной из сторон. Во-вторых, на сегодня о своей поддержке действий президента заявили все 24 украинских губернатора, а также большинство областных советов. Правда, за Януковичем традиционная поддержка властей Крыма, а также облсоветов и городских советов Донецка, Луганска и Харькова. Но и это никак не уравновешивает баланс сил. Таким образом сдача Майдана команде Януковича на сегодня явилась для президента и оппозиции абсолютно логическим шагом, поскольку, предоставив противникам площадку для митингов, оппозиция вплотную занялась выборами. В том числе и на местах. А с учетом того, что внеочередные выборы назначены на 27 мая, времени как на стартовую подготовку - развертывание штабов, мобилизацию агитаторов, формирование избирательных списков, - так и на саму кампанию остается крайне мало. Если к этому добавить, что на предвыборный период выпадает немало праздничных дней, а также сезон посадки картофеля на приусадебных участках, то можно считать, что времени практически не остается. Оппозиция поняла это первой. Как быстро придут в себя и займутся конкретными делами их оппоненты, пока неясно. Тем более что среди регионалов и их союзников есть немало ястребов, которые готовы продвигать развитие ситуации к самым горячим отметкам. И хотя об открытом применении силы в обоих лагерях предпочитают вслух не говорить, призрак Москвы-93 (пусть и крайне бледный) все же над Киевом витает. Во всяком случае, пессимистов среди аналитиков немало. В частности, президент Украинской академии политических наук Николай Михальченко заявил во вторник: "Выход из политического тупика путем переговоров уже почти невозможен. Если бы вчера Верховная Рада не приняла решение об отмене полномочий действующего ЦИК, что является грубым нарушение Конституции, то компромисс был бы возможен. Но теперь ситуация зашла не в тупик, а на проблему решения. Каким путем решить эту проблему? Кабинет Министров идет навстречу президенту относительно финансирования избирательной кампании, а Верховная Рада не соглашается, но молча. В противном случае, возможен силовой вариант. Это не обязательно применение силы по российскому сценарию 1993 года, но президент будет вынужден применить силу для того, чтобы провести свой указ в действие. Это наихудший вариант, но где-то на 70% ситуация двигается в эту сторону..."