Первый вице-премьер Киргизии Аалы Карашев призвал удвоенными темпами приступить к строительству железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан (ККУЖД), сооружение которой взяли на себя инвесторы из КНР. Кроме того, политик распорядился открыть в республике филиалы китайских банков. Заявления Карашева прозвучали на заседании межправительственной комиссии, образованной Пекином и Бишкеком.
По мнению российских аналитиков, решимость киргизских властей в осуществлении железнодорожного строительства способна нанести урон геополитическим интересам РФ. В том случае, если Китай получит тендер на сооружение магистрали, заплатить за работу Киргизии придется своими природными ресурсами. В соответствии с проектом, одобренным Бишкеком, создается совместное предприятие, свою долю в уставной капитал которого Киргизия внесет через передачу Поднебесной месторождений серебра, алюминия и угольных шахт.
В Бишкеке уверены, что железная дорога позволит объединить страну и даст импульс экономическому росту. Противников строительства магистрали киргизские власти упрекают в связях с иностранным государством. Специалисты убеждены, что речь идет о России.
В особенности обеспокоенность у российских специалистов вызывает тот факт, что новая дорога будет строиться по европейским стандартам ширины колеи (1435 мм), а не советским (1520 мм). Таким образом, единство транспортной системы бывшего СССР может быть поставлено под угрозу. Кроме того, наличие в Киргизии дороги, построенной по принципиально иному стандарту, означает необходимость привлечения для ее обслуживания иностранных, а не российских специалистов.
Проект строительства магистрали, которая должна будет соединить запад Китая с Узбекистаном, не вызывает противодействия у Ташкента. Вместе с тем, по оценке военных аналитиков, по новой дороге армия КНР сможет добраться до самой населенной страны постсоветской Средней Азии всего за 3 часа.