Уничтожение турками российского самолета Су-24 в небе Сирии резко обострило ситуацию на Ближнем Востоке. Пока не ясно, что это было: провокация или ошибка турецкой стороны, либо реакция на нарушение бомбардировщиком границы. Очевидно одно — воздушное судно стало очередной жертвой необъявленной воздушной войны, что идет между Россией/Советским Союзом и НАТО/Западом последние 50 лет.
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24. СПРАВКА >>
По официальным данным Минобороны РФ, во вторник, 24
ноября российский бомбардировщик Су-24 потерпел крушение в Сирии.
Предположительно он был сбит. Также появилась информация, что Су-24 сбит
турецкими ВВС. Анкара заявила, что российский бомбардировщик был атакован на
территории Турции после неоднократного нарушения воздушного пространства. Российская
сторона настаивает, что бомбардировщик находился исключительно над территорией
Сирии, что зафиксировано объективными средствами контроля.
МОСКВА — АНКАРА 1:1
Столкновение 24 ноября 2015 года не первое противостояние воздушных сил двух государств. 24 августа 1976 открыли счет советские ПВО. В тот летний день два истребителя-бомбардировщика F-100 «Супер Сейбр» (ВВС Турции) вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции. Уцелевший самолет сел на авиабазе Эрзурум. Не желая осложнять отношения с СССР турецкая сторона никаких нот протеста не посылала.
ШВЕДЫ НЕ ПОД ПОЛТАВОЙ
В 1952 году сразу два самолета ВВС потеряли шведы. Тогда скандинавы получили от США новейшее оборудование и приспособили для шпионажа два тихоходных, но надежных транспортника марки DС-3 «Дуглас». После чего начались активные полеты вдоль советской границы на Балтике, часто шведы залетали в советские пределы и не встречали сопротивления.
Советское командование поставило задачу сбить шпионов. Это случилось 13 июня 1952 года. Тогда «Дуглас», прозванный пилотами «Хугин», пересек границу в районе Вендспилса и был атакован парой МиГ-15. Ведущий капитан Осинский огнем пушек сбил нарушителя. На его борту находились восемь членов экипажа, четверо из них угли под воду вместе с «Хугином». Судьба остальных не известна до сих пор.
Фото: Шведский военный музей
Через три дня был сбит C-28 «Catalina» Тр-47 ВМС Швеции, который вел поиск пропавшего «Хугина». Шведы не знали, что «Дуглас» сбит советскими истребителями и обследовали все возможные места. Командир воздушного судна решил обследовать советский остров Хийума. Однако пара МиГ-15 лейтенанта Семерникова сбил нарушителя огнем пушек. Экипаж самолета выполнил вынужденную посадку на воду и был эвакуирован немецким сухогрузом.
ЭХО КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ
18 ноября 1952 года американцы сбили над Тихим океаном три советских МиГ-15 из 781-го истребительно-авиационного полка Тихоокеанского флота СССР (аэродром Унаши). Четыре палубных истребителя F-9F USN VF-781 с авианосца «Орискани» перехватили их при приближении к американским судам.
В те годы шла Корейская война, США поддерживали юг, коммунистический север опирался на Пекин и Москву. Американские летчики не сомневаясь атаковали МиГи над нейтральными водами. В завязавшемся бою три советских истребителя были сбиты. Летчики капитан Виктор Белов, старший лейтенант Александр Вандаев и старший лейтенант Владимир Пахомкин — погибли. Победы засчитаны летчикам лейтенантам Миллтону, Уильямсу и Ролэндзу.
СБИЛИ И ЗАПЛАТИЛИ
Наиболее частыми были инциденты с американскими ВВС. Самый известный случай произошел 1 мая 1960 года — тогда был сбит самолет-разведчик Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Однако таких случаев было много. Так, 22 июня 1955 года патрульный Neptune P-2V эскадрильи VP-19 ВМС США управляемый экипажем л-та Ричарда Эйч Фишера был атакован в международных водах Берингова пролива парой советских МиГ-15. Орудийным огнем американцу повредили один из двигателей, в результате чего тот загорелся. Американцам удалось скрыться в облаках и дотянуть до острова Святого Лаврентия, но при посадке на пляж самолет разбился и сгорел. Правительство США потребовало от СССР возмещения ущерба, после переговоров советская сторона возместила половину ущерба (724947 долларов).
28 января 1964 года пара МиГ-17Ф перехватила в небе Германии Sabreliner ВВС США. Ведущий пары старший лейтенант Кропотов уничтожил противника. Обломки упали приблизительно у деревни Вогельсберг. Погибло три члена экипажа сбитого самолета: Геральд Кей Ханнафорд, капитаны Джон Эф Лоррейн-младший и Дональд Джи Миллард.
ДВАЖДЫ СБИТЫЙ
Александр Руцкой стал одним из немногих летчиков современности, которого сбили два раза. Первый раз его штурмовик Су-25 был уничтожен афганскими боевиками с помощью ЗРК. В то время советские и пакистанские летчики устроили противостояние над афгано-пакистанской границей. Обе стороны нарушали границы: советские самолета наносили удары по моджахедам, которых поддерживал официальный Карачи. 4 августа 1988 года пакистанцам удалось подловить Су-25 замкомандующего ВВС 40-й армии полковника Руцкого.
Советская авиация наносила бомбовые удары по лагерю моджахедов. С пакистанской авиабазы Камра поднялась пара F-16, ведомая Атерой Бохари. После серии маневров пакистанский летчик оказался в хвосте у Су-25, быстро с ним сблизился и пустил ракету. Руцкой успел катапультироваться. Приземлился он в 20 километрах от границы на территории Пакистана. Пять дней Руцкой скитался по горам и, в конце концов, попал в плен, откуда через неделю его вернули пакистанские власти. На родине Руцкой получил звание Героя Советского Союза.
Всего, начиная с 1950 года, отечественные летчики и ПВО уничтожили 27 самолетов-нарушителей, еще 60 были принуждены к посадке или вытеснены из охраняемого воздушного пространства. Погибло 139 иностранных авиаторов, находившихся на борту сбитых воздушных судов.
Подготовлено по данным из открытых исторических источников.