В нынешнем удручающем положении компании Nokia в сегменте смартфонов во многом виновата неповоротливая система принятия решений, считают участники рынка. Еще за семь лет до появления первой модели Apple iPhone у Nokia была собственная перспективная разработка с аналогичными функциями, признали бывшие сотрудники финской компании. Устройство имело цветной сенсорный экран, ниже которого располагалась одна аппаратная кнопка. Пользователям были доступны географические карты, игры и веб-браузер. Более того, в конце 1990-х Nokia втайне разработала планшетный компьютер с сенсорным экраном и средствами беспроводной связи.
Отмечается, что устройства демонстрировались сотовым операторам, но на рынок так и не поступили. Руководство Nokia решило сфокусировать усилия на развитии обычных сотовых "трубок". Первый смартфон финской компании, Nokia 9000, дебютировал в 1996 году. Производитель утверждал, что это было первое мобильное устройство, позволяющее обмениваться почтовыми сообщениями и работать с Интернетом.
Однако эксперты считают, что Nokia создала свой коммуникатор слишком рано: потребители и операторы попросту не были готовы к таким гаджетам. Когда же появился iPhone, руководство Nokia не распознало угрозу вовремя и упустило инициативу — к 2008 году финны осознали, насколько трудно будет предложить рынку решение, способное конкурировать с "экосистемой" Apple. Попытки модернизировать устаревшую Symbian и создать новую платформу MeeGo на базе Linux не увенчались успехом, а аппараты под управлением Windows Phone потребители приняли довольно прохладно.
В итоге Nokia, с 1996 года возглавлявшая список производителей смартфонов, уступила лидерство Samsung и Apple. С апреля по июнь 2012 года продажи "умнофонов" Nokia составили 10,2 миллиона штук, что приблизительно на 40% меньше по сравнению с тем же периодом 2011-го, когда поставки равнялись 16,7 миллиона. По словам главы компании Стивена Элопа, в течение квартала было реализовано около 4 миллионов смартфонов Lumia. В Nokia признают, что конкуренция в сегменте коммуникаторов "жестче, чем ожидалось", пишут "Ведомости".
Эксперты говорят, что эффективность исследовательских проектов Nokia оказалась столь низкой во многом из-за внутренних разногласий и отсутствия единой стратегии. "На интриги тратилось больше сил, чем на собственно разработку. Процесс принятия решений был столь сложным, что затруднял для разработчиков реализацию по-настоящему последовательной и красивой идеи", — констатирует Аластер Кертис, ведущий дизайнер Nokia в 2006–2009 годах.