Совет безопасности Нидерландов во вторник, 13 октября, обнародовал
окончательный доклад об обстоятельствах гибели лайнера Boeing-777 Malaysia
Airlines в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Несколькими часами ранее своё
видение катастрофы представил концерн «Алмаз-Антей», который для моделирования
гибели MH17 даже взорвал старый самолёт Ил-76.
Эксперты смогли ответить на главные вопросы — чем был сбит самолёт
и откуда выпустили ракету. Западная и российская версия сходятся в некоторых
деталях, однако ключевым противоречием остаётся точное определение места пуска
ракеты.
СЛЕДСТВИЕ СТАВИТ ТОЧКУ
Голландское расследование катастрофы Boeing-777 продолжалось
более года. Перед докладом в ангаре авиабазы Гильзе-Риен в Нидерландах были показаны останки
самолёта, собранные на каркасе, который имитировал шпангоуты передней части
фюзеляжа. Также были продемонстрированы фрагменты интерьера, в том числе кресла
пассажиров, с отверстиями от поражающих элементов.
Главный и окончательный вывод экспертов — падение авиалайнера
на востоке Украины было вызвано попаданием ракеты, выпущенной из установки
«Бук». При этом следствие исключило такие сценарии крушения, как теракт в виде
подрыва лайнера изнутри или попадание в Boeing ракеты «воздух — воздух», заявил
председатель комиссии по расследованию катастрофы Тьиббе Йостра.
В результате проведённой работы голландские специалисты
посчитали, что рейс MH17 был сбит боевой частью ракеты 9Н314M, стоящей на
вооружении российской и украинской ПВО. Детонация боеголовки произошла по
левому борту сверху от кабины пилотов, в результате чего самолёт развалился в
воздухе.
Dutch Safety Board presenting their final report on MH17 shortly, along w reconstruction of plane. Utterly surreal. pic.twitter.com/CRQMbEAQQt
— Noah Sneider (@NoahSneider) 13 октября 2015
Экипаж и пассажиры умерли практически мгновенно, Boeing
распался в воздухе на части, а обломки упали на землю в районе радиусом около
15 километров, подчеркнул Йостра. Председатель комиссии пояснил, что высокоскоростные
объекты от ракеты были найдены в телах членов экипажа, погибших в кабине самолёта.
При этом Йостра признал, что запуск ракеты из установки «Бук»
мог быть произведён с территории, которая на момент инцидента контролировалась
украинскими вооружёнными силами. По оценке экспертов комиссии, ракета была
запущена из района восточного Донбасса площадью около 320 квадратных
километров.
Для установления более точного места запуска ракеты, сбившей
Boeing, потребуется дальнейшее расследование, уточнил Йостра. В настоящее время
голландская сторона в качестве наиболее вероятного района запуска считает участок,
соответствующий ранее указанному российскими специалистами.
СТАЛЬНЫЕ БАБОЧКИ И ДРЕВНЯЯ РАКЕТА
В основных моментах выводы международной комиссии совпадают
с обнародованным ранее докладом российского производителя комплексов ПВО «Бук»
— концерном «Алмаз-Антей». Специалисты российского предприятия установили, что
авиалайнер был сбит из «Бука», однако ракетой, которая уже много лет не
используется российской армией.
По словам советника генерального конструктора концерна
Михаила Малышевского, российские специалисты сравнили имеющиеся в их
распоряжении результаты расследования международной комиссии с итогами собственных
натурных экспериментов, для которых была использована настоящая ракета 9М38М1 и
фюзеляж от списанного самолёта Ил-76.
В результате выяснилось, что при использовании данной
модификации ракеты на обломках самолёта должны оставаться специфические следы в
форме «бабочек», вызванные воздействием поражающих элементов в виде «двутавра».
Однако на фюзеляже MH17 есть лишь обычные пробоины, и это позволило российским специалистам предположить, что лайнер был сбит старым
типом ракеты — 9М38. Данный боеприпас прекратили выпускать ещё в 1986 году, а к
2006 году последняя такая ракета в российской армии была списана.
Между тем с вопросом о возможном продолжении эксплуатации данных
ракет в 2011 году к «Алмаз-Антей» обращались украинские военные, сообщил в
рамках доклада Малышевский. Впрочем, он признал, что международные эксперты
все-таки обнаружили среди обломков те самые «двутавры», однако их происхождение
сомнительно, так как они были предоставлены голландцам украинской стороной.
Моделирование российского концерна в целом подтвердило
выводы голландской комиссии. В частности, характер поражения пола кабины
пилотов свидетельствует о том, что поражающие элементы двигались вдоль
конструкции самолёта.
Однако согласно результатам эксперимента, характер
повреждений Boeing-777 говорит о том, что его сбили не со стороны Снежного, в
котором на тот момент находились ополченцы, а из посёлка Зарощинское, контролировавшего
украинскими военными. Если бы ракета летела со стороны Снежного, самолёт был бы
пробит насквозь, однако в реальности это не так, подчеркнул Малышевский.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
До обнародования докладов корпорации «Алмаз-Антей» и Совета
Безопасности Нидерландов в Сети циркулировало множество версий крушения MH17. Так,
министерство обороны России через два дня после крушения сообщило, что военные
зафиксировали рядом с пассажирским лайнером украинский военный самолёт,
предположительно Су-25.
Одновременно президент США Барак Обама со ссылкой на данные
американских спецслужб заявил, что Boeing был сбит ополченцами с помощью ракеты
«земля—воздух». Позднее аналогичные выводы озвучила Федеральная
разведывательная служба Германии.
Портал Bilingcat провёл собственное расследование трагедии
на основании данных из открытых источников. Эксперты заявили, что самолёт был
сбит ракетой 9М38М1 комплекса «Бук-М1», а сама установка была доставлена на
Украину из Курска, где расквартирована 53-я российская бригада ПВО.
Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение
17 июля 2014 года под Донецком. Лайнер следовал рейсом MH17 из Амстердама в
Куала-Лумпур, на его борту находились 298 человек, все они в результате
погибли.
В конце июля 2015 года Совбез ООН рассмотрел проект
резолюции о создании международного трибунала по крушению малайзийского Boeing,
однако в итоге документ был отклонён, так как Россия наложила на резолюцию
вето.