Госдума одобрила внесенные рядом депутатов поправки к Закону "О связи", нацеленные на борьбу с мобильным мошенничеством. В течение прошлой недели документ успел пройти утверждение сразу во всех трех чтениях. Правда, между первым и вторым чтениями законопроект претерпел существенной изменение.
Изначально предполагалось, что оплата услуг сторонних контент-провайдеров будет производиться только со специально заведенного абонентом второго счета и лишь в пределах средств на нем. Но затем Дума утвердила поправку главы комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексея Митрофанова, согласно которой ограничение на оплату услуг исключительно средствами "второго счета" будет вводиться только для тех абонентов, кто сам этого пожелал.
В Минкомсвязи уточнили, что поправка была внесена по их инициативе. При этом для Единого портала госуслуг сделано исключение: даже при наличии дополнительного счета его услуги можно будет оплачивать и с основного. В МТС и "Вымпелкоме" приветствовали решение законодателей сделать второй счет добровольным, поскольку это не окажет негативного влияния на добросовестных поставщиков и не создаст барьеров для использования их услуг.
Другая мера, направленная на борьбу с мошенничеством, — обязательство оказывать платные контент-услуги только в случае однозначной идентификации абонента и получения с его стороны согласия на данные действия. Также абонент перед оказанием услуги должен быть проинформирован о ее стоимости, поставщике и кратком содержании. При этом данная поправка гласит, что информирование абонента перед заказом услуги будет осуществляться только в том случае, если он не использует для дополнительных услуг отдельный счет. В то же время была отвергнута поправка депутата Вадима Деньгина, которая бы четко указывала, что соответствующее информирование должно происходить посредством SMS-сообщения.
Технология, позволяющая информировать абонента о стоимости услуги перед ее заказом, называется Advice of charge (AOC). Она уже внедрена в сетях всех трех крупнейших сотовых операторов ("Вымпелком", МТС, "Мегафон"). Однако операторы не хотели повсеместно устанавливать AOC на все используемые контент-провайдерами короткие номера, ограничиваясь лишь выборочной установкой на номера, вызывающие подозрения. Свою позицию операторы аргументировали опасениями отпугнуть пользователей.
В то же время чиновники периодически высказывались за повсеместное внедрение AOC. Об этом, в частности, говорил бывший глава Роскомнадзора Сергей Ситников. В прошлом году пункт об обязательном AOC был включен в проект новых Правил оказания услуг подвижной связи, но после смены руководства Минкомсвязи об этом документе забыли.
Впрочем, как отмечает член экспертного совета при вышеупомянутом комитете Госдумы Денис Маймистров, законодатель так и не определил, каким именно образом должно осуществляться информирование абонента о цене на услугу. Не исключен, например, вариант с web-информированием: именно так сейчас и происходит при оформлении абонентом подписок на сторонних web-сайтах. Впрочем, формат подобного рода уведомлений может быть такой, что абонент его не всегда заметит.
Зато, как отмечает Маймистров, в ходе второго чтения была одобрена поправка, уточняющая понятие мобильного контента. "Если изначально это планировалось отнести к лицензионному контенту, то теперь это будет считаться услугой связи, что выведет соответствующие услуги из "серой" зоны", — заявил он. Кроме того, ответственность за контент-услуги теперь будет ложиться не на сторонних контент-провайдеров, а на самих сотовых операторов. Правда, недавно "Вымпелком" и МТС добровольно согласились взять на себя такую ответственность, дабы избежать санкций со стороны ФАС.