Президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото с сайта ridus.ru
Клерикализация российского общества — это миф, и никакого сращивания Церкви и государства в России нет, заверил патриарх Московский и всея Руси Кирилл японских журналистов в преддверии своего визита в Японию 14–18 сентября.
Глава РПЦ обратил внимание на то, что зачастую "происходит подмена понятий". По его словам, речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь народа и общества. "Так ведь это же — наша задача, мы обязаны это выполнять, и мы будем это делать", — заверил предстоятель.
За последние 20 лет, считает патриарх, Русская церковь "была достаточно успешна в своей миссии". По его информации, сегодня принимают крещение до 80% населения России, 65% заявляют о своей связи с Церковью, больше 40% посещают храм один-два раза в год, и вырос процент посещающих храм каждую неделю. "И если верующий человек — министр, или даже президент, или премьер-министр приходит в храм как православный верующий человек — разве это свидетельствует о клерикализации? Это свидетельствует о том, что это верующий человек", — сказал патриарх Кирилл.
Кроме того, глава РПЦ отметил, что после распада СССР наступило время создать "правильную модель отношений между Церковью и государством". "Мы ясно понимали, что не должно быть никакого сращивания Церкви с государством... Потому что потеря свободы Церкви в принятии решений снижает возможность влияния на жизнь общества. Мы выработали основы взаимоотношений Церкви и государства, которые предполагают автономию государства и Церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга. Мы как Церковь свободны говорить от своего лица, вне зависимости от позиции государства", — заявил патриарх. По его словам, мнения Церкви и светских властей по многим вопросам совпадают, но есть сферы, где каждый придерживается своей точки зрения.
Предстоятель подчеркнул, что Церковь не ставит целью влиять на политику государственных деятелей, но обращается к народу, в том числе и к властям, с проповедью нравственных ценностей. По его словам, политика без нравственного начала не приносит пользы тем, кто эту политику осуществляет, и тем, по отношению к кому эта политика осуществляется. Поэтому если и говорить о влиянии Церкви на политическую жизнь, то это нравственное влияние.