Депутат Госдумы, лидер Российской партии пенсионеров Игорь Зотов предложил министру образования Игорю Ливанову создать экспертную группу по изменению концепции школьного предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Вместо изучения одного из шести модулей (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики), народный избранник предлагает создать объединенную дисциплину, основанную на ценностном единстве четырех мировых религий и раскрывающую учащимся сходства основополагающих принципов христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
Зотов считает, что имеющаяся сейчас возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению межнациональных отношений и этнической и религиозной нетерпимости. Каждая традиционная религиозная община, по словам Зотова, преследует одну цель — обеспечить мир и порядок в обществе с помощью одних и тех же постулатов. В связи с этим парламентарий и предлагает переформатировать школьный курс таким образом, чтобы показать школьникам, что все религии едины в своих ценностных началах.
Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода полностью поддержал инициативу Зотова и Российской партии пенсионеров. "Разделение класса по религиозному, конфессиональному, национальному признаку не укрепляет дружбу между детьми, а создает предпосылки для конфликта. Дети, которые учат только основы своей конфессии, не знают других религий, что является элементами невежества и служит основой для развития неуважения друг к другу", — уверен Борода. Постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России Андрей Бальжиров, в свою очередь, полагает, что узнавание религий друг друга способствовало бы росту взаимопонимания между детьми и помогло бы избежать разногласий.
Однако есть и другой взгляд на эту проблему. По мнению председателя Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, выбор надо все-таки оставить за учениками. "В школе присутствуют люди разных мировоззрений, в том числе тех, которые предполагают, что только их религия истинная. Преподавать им нечто другое, в частности общий курс об основах разных религий, в которых вопрос об истинности будет игнорироваться, было бы грубейшим нарушением свободы мировоззренческого выбора", — утверждает Чаплин.
Справка: в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября 2012 года в абсолютном большинстве российских школ учащимся 4 класса преподают на выбор один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики".