Надзорное ведомство получит право требовать у
интернет-компаний списки зарегистрированных пользователей и проверять записи об
обмене сообщениями между ними.
Роскомнадзор проверит интернет-компании, которые
зарегистрированы как организаторы распространения информации, — почтовые
сервисы, социальные сети, мессенджеры и др. Надзорное ведомство интересует,
хранят ли они информацию о фактах приема, передачи, доставки голосовой
информации, письменного текста, изображений, звуков, пишут «Известия».
Проверяющие также ознакомятся со списком
зарегистрированных пользователей сервиса. О намерении провести проверку
Роскомнадзор должен будет сообщить интернет-компании за 24 часа — за
исключением случаев, когда уполномоченный орган, инициатор проверки, считает,
что надо ее провести без предупреждения.
Такое право даёт проект административного регламента
исполнения Роскомнадзором «функции по контролю за деятельностью организаторов
распространения информации в интернете». 1 августа вступили в силу поправки в ряд
законов, которые вводят новые требования для сайтов и систем, обеспечивающих прием,
передачу, доставку и обработку электронных сообщений пользователей Сети.
Зарегистрировавшись в качестве распространителя
информации, такой сайт должен в течение шести месяцев хранить «на территории
Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или)
обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или
иных электронных сообщений пользователей сети интернет». За неисполнение грозит
штраф: для юрлиц — до 500 тысяч рублей.
Как ранее сообщил замглавы Роскомнадора Максим Ксензов,
основные российские площадки уже зарегистрировались: в специальный реестр
внесены «ВКонтакте», сервисы «Яндекса», Mail.Ru Group и др. Американским
интернет-сервисам Facebook, Gmail и Twitter Роскомнадзор направлял уведомления
о необходимости зарегистрироваться в России в качестве организаторов
распространения информации. Но эти компании так и не зарегистрировались.