Павел Дуров. Фото с сайта www.mr7.ru
Компания МТС в одностороннем порядке решила пересмотреть условия своего сотрудничества с социальными сетями "ВКонтакте" и "Одноклассники" и увеличила долю своей комиссии от платных сервисов сайтов до 51%. Именно такую долю сотовый оператор рассчитывал получать от стоимости комиссии от каждого виртуального подарка или операции по повышению рейтинга.
Соцсети отреагировали по-разному: "Одноклассники" взяли время на обдумывание сложившейся ситуации, зато руководство "ВКонтакте" объявило войну и запретило оплачивать свои услуги через короткие сообщения от МТС. "МТС решил забирать от микроплатежей себе 51%, хотя всегда были самыми щедрыми, а мы решили их тогда просто пока отключить", — прокомментировал последние события заместитель гендиректора "ВКонтакте" Илья Перекопский. Сам Павел Дуров дал понять, что ограничиваться таким "запугиванием" он не намерен: "Даже когда предложат нормальные условия, не стоит подключать. Душа просит полноценной войны".
Между тем в самой компании МТС финансовые нововведения объяснили тем, что пользователи все чаще отдают предпочтение другим формам оплаты, таким как пластиковые карты и электронные кошельки. "Традиционно операторы отдавали контент-провайдерам в рамках микроплатежей до 70% от комиссии на эти платежи. Но с учетом снижающейся доли платежей через SMS и того факта, что операторы принимают на себя существенные расходы по защите пользователей от мошенничества, внедрению специальных платформ по информированию абонентов о стоимости услуг, на наш взгляд, целесообразен и пересмотр коммерческой составляющей вознаграждения контент-провайдеров. Мы считаем разделение прибыли практически 50/50 справедливым", — объяснила решение компании официальный представитель МТС Валерия Кузьменко.
Логика сотового оператора уже успела порядком озадачить экспертов. Так, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким считает, что даже если "ВКонтакте" и приняли бы новые условия игры, ситуация для МТС вряд ли улучшится. По его словам, пользователи соцсетей все чаще выбирают альтернативные способы оплаты, потому что взимаемая ими комиссия существенно ниже и, как правило, составляет от 1,5% до 4%. В то же время для того, чтобы зачислить на счет своего аккаунта 100 рублей при помощи SMS, участникам сетей приходилось отдавать примерно 150 рублей.
"Клиенту это невыгодно, поэтому он уходит в другие каналы. Бороться с этим оттоком, повышая комиссию, — странная логика", — резюмировал Ким.