Сервисы мессенджеров в России хотят приравнять к операторским сетям связи, теоритически в их число могут попасть и социальные сети – в них тоже можно обмениваться сообщениями; соответствующий законопроект разработан Роскомнадзором.
По данным «Ведомостей», авторы законопроекта предлагают, во-первых, сделать так, чтобы компании – разработчики таких сервисов могли работать в России только по договору с операторами связи. И, во-вторых, заставить их уведомлять о своей работе уполномоченный орган – Роскомнадзор. Если же сервис нарушит закон, правила оказания услуг связи или договор с оператором, то последний должен заблокировать пропуск его трафика, пока тот не исправится.
Мессенджеры авторы законопроекта называют «организаторами распространения информации», которые «должны обеспечивать прием и передачу сообщений в сетях операторов». Причем обмен сообщениями может происходить, по их мысли, только между идентифицированными пользователями. Получается, мессенджеры должны сами их идентифицировать, а заодно ограничивать нежелательные рассылки массовых сообщений и информации, распространяемой с нарушением закона.
Обсуждения такого законопроекта идут, но комментировать пока нечего, говорит представитель государственного «Ростелекома». Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев, пишет газета.
Самые популярные мессенджеры в мире — WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat, Line и Snapchat. Сейчас мессенджеры и подобные им сервисы находятся в «серой зоне», считает сотрудник крупного оператора. На сетях операторов связи уже давно установлена система СОРМ, позволяющая следственным органам слушать разговоры и читать переписку абонентов, напоминает он, а мессенджеры «прослушать» нельзя, хотя во многих случаях они уже замещают сервисы операторов.
У большинства крупных иностранных компаний – разработчиков мессенджеров (например, Skype и WhatsApp) нет представительств в России и воздействовать на них регулятору сложно, говорит собеседник издания. Поэтому, предполагает он, законодатели и решили создать механизм блокировки – вроде того, что используется при закрытии сайтов, нарушающих российские законы.
Ежегодные потери российских операторов мобильной связи от мобильных мессенджеров аналитики J’son & Partners Consulting оценивают в 15–20 миллиардов рублей, или около 2% выручки. Сотовые операторы еще в 2013 г. пытались обратить внимание чиновников на зарубежные сервисы онлайн-коммуникаций, деятельность которых в России не регулируется и которые не берут на себя (уверяли операторы) никаких обязательств. Российские операторы инвестируют миллиарды долларов в строительство сетей, а иностранные онлайн-сервисы бесплатно ими пользуются – это неправильно, возмущались представители сотовых компаний. Тогда, правда, чиновники не откликнулись на их призывы подрегулировать ситуацию.