При выборе новой работы характер будущего шефа оценивают в
последнюю очередь, прежде оценивают условия работы и зарплату. Однако
несложившиеся отношения с начальником могут загубить карьеру даже весьма
перспективному специалисту. В День шефа рассказали о том, как понять своего
начальника и найти к нему подход.
Ежегодно 16 октября во многих странах отмечается День шефа
или, как его еще называют, Национальный день Босса. Это профессиональный праздник
руководителей коллективов всех уровней.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru |
Купить иллюстрацию
ОДИН ИЗ ТРЕХ
Согласно опросу HeadHunter, каждый второй сотрудник
пытается завоевать расположение босса. Особенно, как ответили респонденты, это
необходимо женщинам. В первую очередь для того, чтобы работать в комфортных для
себя условиях, без скандалов и нервотрепки, полностью отдаваясь рабочему
процессу, а не тратя силы и энергию на недоверие, обиды и споры.
«Более того, доброжелательность начальника позволяет
чувствовать себя стабильно в нашем изменчивом мире, где одно слово нелояльного
босса может лишить и любимых коллег, и вызывающих гордость проектов, да еще и
стабильного заработка. Кроме того, многие считают, что лояльность как ничто
иное может помочь в карьерном росте», — рассказала руководитель пресс-службы по
Сибири HeadHunter Елана Таращук.
Она отметила, что выделяют три основных типа начальника:
руководители авторитарного типа, либералы и демократы. Но в чистом виде каждый
из этих типов встречается довольно редко.
Авторитарные руководители больше ценят безоговорочное
подчинение, с ними комфортно работать исполнителям.
«При взаимодействии с авторитарным типом руководителя
следует быть осторожным в высказывании личного мнения по рабочим вопросам,
непременно соблюдать субординацию», — рассказала директор отделений по подбору
персонала Kelly Services по Сибири и Дальнему Востоку Виктория Музычкина.
Либеральный руководитель контролирует работу подчиненных в
более свободной форме. Как правило, отношения такого начальника с подчинёнными
основываются на взаимоуважении и доверии. С ним можно вести себя почти на
равных, обсуждать любые вопросы, спорить и высказываться. Это подходит для
творческих коллективов.
«Демократ доверяет подчиненным решение многих
вопросов, при этом не перестает сам контролировать ситуацию. Он рассматривает
предложения и идеи, но непременно оставит окончательное решение за собой. С ним
можно общаться на многие темы, обсуждать как рабочие, так и личные вопросы, при
этом сохраняется субординация, а дистанции как таковой нет», — объяснила
Музычкина.
Как отмечает Таращук, главное, что ни с одним из типов
руководителей не стоит переходить грань, которую называют «панибратством».
«Что нужно для того, чтобы добиться лояльности босса? В
первую очередь, конечно же, нужно качественно и в должном объеме справляться со
своей работой, быть заинтересованными в ее результатах, выдвигать новые идеи и
инициативные решения, ну и самим быть лояльными к начальнику и к компании в
целом, не противясь внеплановой сверхурочной работе», — отметила представитель
компании HeadHunter.
ДРУГОЙ ПОДХОД
«Сначала человеку
надо задаться вопросом, насколько он является зрелым субъектом в отношениях,
насколько он способен на них влиять. Потому что с психоаналитической точки
зрения ситуация «начальник-подчиненный» является продолжением ситуации «родитель-ребенок»»,
— отметила креативный продюсер психоаналитической мастерской «Полдень» Анна
Булычева.
По ее словам, во внутреннем пространстве для сотрудника начальник
— это родительская фигура и здесь всплывают конфликты, которые у человека не
разрешены с собственными родителями. А начальника
можно оценивать, как он справляется с родительской ролью.
«Уровень личного фактора имеет значение. Начальник создает в
коллективе привычную ситуацию родительской семьи. Он строит отношения на основе любви, либо
наоборот строгости и требовательности»,
— продолжила Булычева.
Начальниками склонны становиться люди, которые стремятся
контролировать все и видеть насквозь, отстранены от своих эмоций. А среди людей, которые не стремятся в шефы,
нередко встречаются люди с истерической доминантой. Тогда происходит конфликт: «начальник
меня не понимает, не принимает мои
эмоциональные потребности», также добавила собеседница.
«Может наоборот быть. Начальник непредсказуемый,
вспыльчивый. Человек наделен харизмой, но в его системе управления все хаотично
и внезапно. Оказавшись в определенной позиции в социальной иерархии, он подтверждает
свою адаптивность. Если он удерживает руководящую позицию, значит, у него есть
для этого ресурсы. Пытаться изменить этого человека бессмысленно», — считает
эксперт.
Проще оценить свои желания, и если работнику в этой
организации некомфортно и плохо, то стоит найти себе подходящую компанию, в
которой атмосфера тебя будет устраивать. Однако такое простое решение на деле
реализуется редко.
«Чаще люди наоборот ищут ситуацию, в которой снова можно
проиграть этот конфликт», — сказала собеседница. Она подчеркнула, что при таком
сценарии попытки наладить отношения, подстроиться, понравиться шефу
обречены. Если сотруднику постоянно
попадаются плохие шефы, а начальников вечно не устраивают подчиненные, то
причину стоит поискать в себе, уверена
Булычева.