Новости / Политика и общество / Центральная Азия перед лицом общих угроз
Центральная Азия перед лицом общих угроз
Фахриддин Низамов, член Экспертного совета РИА Новости.
Как показывает нынешнее время, безопасность того или иного региона зависит не только от внутренних факторов. Дестабилизирующие элементы внутри отдельных государств, например, сепаратизм, межэтнические проблемы или ущемление политических прав граждан умело используют крупные геополитические игроки для усиления своего влияния. При этом чисто экономические интересы часто вуалируются политическими лозунгами и продвижением западных ценностей. Но и регионы, которые подвергаются сильному прессингу, тоже предпринимают контрмеры. Если Юго-Восточная Азия ответила на это азиатскими ценностями, Россия - суверенной демократией, то страны Центральной Азии - иногда поспешными шагами по направлению к национальной идее. Такая спешка была оправданной, так как связана с тем, чтобы как можно скорее выработать иммунитет от воздействия как регрессивного (религиозного), так и прогрессивного, светского (атеистического) фундаментализма.
REGNUM
Крым делает Украину зависимой от России
Эстония: СССР развязал Вторую мировую войну
Белоруссия готова к серьезному союзу с Россией
Такими терминами охарактеризовал нынешние идеологические угрозы странам центральноазиатского региона главный редактор газеты Тhе Аsiаn Аgе Мубашар Жавед Акбар. Упреки в демократическом фундаментализме, разумеется, не нравятся адептам экспорта западных ценностей. Вместе с тем, они прекрасно понимают, что демократия без учета национальных традиций, религиозных чувств, менталитета обречена. Но это их не останавливает. Во многих случаях их натиск негативно отражается на безопасности многих регионов, в том числе и Центральной Азии.
Индийский эксперт Рамакант Двиведи считает, что иногда внешнее воздействие полезно для обновления внутренней системы и консолидации сил в борьбе против как внешних, так и внутренних угроз. Они взаимосвязаны и требует комплексного подхода и участия всех без исключения сторон для выработки единой позиции.
На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион (ЦАР), как единое целое, фактически не подготовлен к современным вызовам и рискам. Подобное положение настораживает, так как, согласно ряду прогнозов, угроза безопасности как в региональном, так и в глобальном разрезе будет иметь в дальнейшем стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае вероятного кризиса вокруг Ирана и дальнейшего сохранения нерешенности иракской и афганской проблем. При этом под давлением комплексов внутренних и внешних угроз саму Центральную Азию могут ожидать серьезные дестабилизирующие последствия.
ЦАР еще не готов противостоять этим процессам в полной мере. Пока что речь может идти только о минимизации негативных явлений в регионе. Особенно актуальным видится активизация взаимодействия между центральноазиатскими государствами. В этом могли бы сыграть решающую роль такие региональные структуры, как ОДКБ и ШОС.
Не секрет, что каждая республика региона определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из собственных интересов, географической расположенности, экономического потенциала, языковой и культурной близости со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так рождаются прямо в наших глазах концепты типа нейтральный прагматизм, многовекторность и т.п. С точки зрения национальных интересов в этом нет ничего зазорного, однако с точки зрения региональной безопасности вызывает определенную тревогу. Отсутствие координации и разнонаправленность стран ЦАР создает удобную почву для обострения геополитической борьбы внешних центров сил. Причем имеются в виду не только великие державы, но и международные террористические организации, крупные преступные группировки, занимающиеся наркотрафиком.
Парадоксально, но страны Запада, нуждаясь больше всех в энергоресурсах ЦАР, как и в начале 90-х, не перестают выдвигать политические требования и, как любят выражаться местные политэлиты, ставить телегу впереди лошади. Хотя опыт Грузии, Украины и особенно Киргизии показал, что цветные революции не могут быть эффективным механизмом для развития. Они толкают общества в хаос и пучину перманентной борьбы политических сил за власть. Эта борьба становится сильным дестабилизирующим фактором и не уменьшает одну из основных угроз - экономическую отсталость и нищету большинства населения. Для достижения благополучия нужны дисциплина и стабильность. Может, с точки зрения демократических ценностей это утверждение сомнительно, но суровая реальность региона такова.
REGNUM
Крым делает Украину зависимой от России
Эстония: СССР развязал Вторую мировую войну
Белоруссия готова к серьезному союзу с Россией
Поэтому Россия, Индия и Китай сюда спешат с инвестициями и обоюдовыгодными экономическими проектами. Следует особо отметить, что в последнее время активизируется и Пакистан. Если до сих пор единственным препятствием для развития нормальных отношений было присутствие на сопредельных с Афганистаном территориях террористических группировок, угрожающих безопасности Центральной Азии, то последние попытки вытеснить их оттуда воспринимаются очень позитивно. Подтверждением тому может служить недавно подписанное Узбекистаном, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном соглашение о строительстве железной дороги от узбекского Термеза до пакистанского Пешавара через Кабул. В свою очередь Китай планирует строительство части железной дороги, которая соединит его западные районы с Киргизией и Узбекистаном. Так что богатые энергоресурсы этого региона привлекают не только страны Запада.
Здесь уместно сказать об афганском факторе дестабилизации. Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане (ISAF) не учитывают местные особенности и теряют шансы на успех. Складывается впечатление, что страны Запада, в первую очередь США, борются не с террористами, а за право сохранения своего присутствия в этом регионе как можно дольше. В результате афганцы, уставшие ждать от них хоть какого-то облегчения и улучшения жизни, постепенно переходят на сторону талибов. Более того, есть предположения, что Запад подталкивает правительство Карзая на примирение с Талибаном. А с возвращением талибов к власти после ухода оттуда сил антитеррористической коалиции Афганистан может превратиться в еще более масштабный очаг напряженности. И это в первую очередь ощутят на себе независимые республики Центральной Азии. По мнению военных экспертов, они вынуждены увеличивать свои расходы на обеспечение безопасности. Но вряд ли эти меры будут эффективны.
Словом, эксперты не очень оптимистичны в своих прогнозах относительно стабильности региона. Но не следует забывать о том, что архитектура безопасности Центральной Азии находится на стадии формирования. Это очень болезненный процесс в силу ряда причин. Во-первых, он требует взаимного доверия и уступок, а к ним не всегда готовы лидеры государств. Отсюда осложняется и следующая задача: гармонизация национальных интересов всех участвующих сторон. Они подчас противоречат друг другу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансирования интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тугого узла проблем во многом зависит от активизации региональных структурах. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без ее обеспечения в центрально-азиатском регионе в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции