Правду о пароме "Эстония" расскажут водолазы
Департамент водных путей сообщения Швеции решил освободить от обета молчания водолазов, которые совершали погружения к обломкам парома "Эстония" через несколько месяцев после крушения судна. Об этом пишет эстонская газета Postimees со ссылкой на шведское издание Svenska Dagbladet.
После снятия запрета на разглашение информации ученые и специалисты, которые занимаются тайной гибели парома, получат также доступ к видеофильмам, снятым водолазами.
Однако, как утверждает министр обороны Швеции Микаэль Оденберг, правительство его страны никогда не требовало от водолазов молчать обо всем увиденном на месте крушения парома. В то же время в подписанном между департаментом и норвежской водолазной фирмой Rockwater договоре оговаривается, что водолазам разрешено рассказывать о своих погружениях, а что нет.
В свою очередь, шведский профессор Ола Рутгерссон полагает, что "опрос водолазов откроет нам что-нибудь новое". "Хотя бы сможем получить ответ на вопрос - была или нет в корпусе парома пробоина ниже ватерлинии", - уточнил эксперт.
Паром "Эстония", следовавший Таллина в Стокгольм, затонул в ночь на 28 сентября 1994 года. В результате кораблекрушения погибли 852 пассажира и члена экипажа, 137 человек были спасены. Официальными причинами катастрофы были названы дефекты конструкции и "трагическое стечение обстоятельств" - считается, что у парома на полном ходу открылись створки грузовой палубы.
Однако помимо этого существует множество других версий причин гибели судна. В частности, в свое время существовало предположение, что паром перевозил российское секретное оружие, которое и стало причиной кораблекрушения.
В прошедшую пятницу в Глазго состоялось заседание рабочей группы следователей, которые по заданию шведского правительства расследуют причины быстрой гибели парома. Следователи пришли к выводу, что носовой люк парома в ночь крушения оторвался. В то же время, мнения расходятся в вопросе о том, почему это произошло и с чего все началось.
Ученые также не исключают версию взрыва на борту судна, но у них пока нет никаких свидетельств, подтверждающих эту теорию.