Настоящий законопроект призван заполнить эту брешь. Проект предполагает, что предложения по внесению изменений в конституцию должны вноситься по одному, а не пакетом. В соответствии с его положениями, изменения в конституцию считаются принятыми, если на всенародном референдуме за них проголосовало простое большинство. Минимальный порог явки при этом не оговаривается. В этой связи оппозиция во главе с Демократической партией заручилась обещанием правящей коалиции рассмотреть вопрос введения минимального порога явки к моменту вступления закона в силу.
Закон начнет действовать через три года после официального опубликования. Таким образом, вынесение на референдум вопроса необходимости исправления основного документа может состояться не раньше 2010 года, а сами изменения, если они будут приняты, возможны не раньше 2013 года. До 2010 года рассмотрение в парламенте предложений по изменению конституции и выдвижение соответствующих инициатив запрещены.
Между тем, ожидается, что уже летом этого года после завершения выборов в верхнюю палату парламента, которые состоятся в июле, в парламенте будет сформирован специальный комитет для обсуждения корректировки конституции.
В ноябре 2005 года ЛДПЯ уже заявляла, что готовит законопроект о внесении изменений в "мирную" девятую статью конституции. Предложения ЛДПЯ оставляют неизменным отказ от войны как от способа разрешения международных споров, однако отменяют два других пункта: запрет на обладание армией и возможность участия в боевых действиях. Кроме того, они подразумевают преобразование сил самообороны в полноценную армию. Первый шаг на пути к этому был сделан в прошлом году, когда управление национальной обороны были повышено до статуса министерства.
Японское правительство во главе с премьер-министром Синдзо Абэ одной из своих задач видит пересмотр ряда статей основного документа страны, утверждая, что конституция, фактически написанная для Японии американским военным командованием в послевоенный период, устарела и не отражает роли Японии в современном мире. В частности, это касается мирных положений.
Несмотря на то, что войска Японии вполне боеспособны, они называются силами самообороны и не могут применяться для разрешения международных споров, то есть участвовать в боевых действиях.
В последние годы это стало препятствием для выполнения Японией союзнических обязательств перед США в ходе операций в Ираке и Афганистане. Японское правительство вынуждено каждый раз в таких случаях принимать отдельный закон и ограничиваться функциями тыловой поддержки, причем только после официального объявления о завершении боевых действий. То же касается и участия японских военных в миротворческих операциях под эгидой ООН.
Абэ, стремясь к углублению сотрудничества с США в военной сфере и повышению возможностей для обороны в свете появления у КНДР ядерного оружия и усиления Китая, заинтересован в расширении функций вооруженных сил.
Опросы общественного мнения, показывают, что около половины японцев поддерживают идею пересмотра конституции. Однако японские граждане в основном ожидают изменения той ее части, которая касается политического устройства, а не возможности стать полноценной военной державой.