Важную роль в экономическом развитии каждой из стран играет их взаимное сотрудничество, которое пронизывает многие отрасли промышленности, транспорт, розничную торговлю, образование. Растут взаимные инвестиции. В России наращивают свою деятельность казахстанские банки. Развивается научно-техническое сотрудничество, в котором ведущее место занимает разработка космической техники. Важное место занимает межрегиональное и приграничное сотрудничество двух стран.
Но, несмотря на широкий фронт двусторонних взаимоотношений, центральное место в них занимает топливно-энергетический комплекс, с деятельностью которого связаны главные поступления в национальные бюджетные системы, финансовое состояние и инвестиционная динамика частного бизнеса. И именно в сфере ТЭК прослеживаются заметные различия в интересах России и Казахстана.
Так, Казахстан заинтересован в расширении доступа к российским трубопроводным сетям для экспорта растущих объемов углеводородов на рынки Европы. За 2000-2005 гг. объем экспорта нефти у этой страны увеличился с 20 до 50 млн. т, и в ожидаемой перспективе будет непрерывно расти. А российские нефтяные компании не в восторге от растущего потока казахстанской нефти, поскольку пропускная способность российских трубопроводов ограничена. Конкуренция за трубу, наверняка, вызовет рост тарифов на прокачку.
Кроме того, Казахстан беспокоят задержки с решением вопроса о расширении пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 67 млн. т. Россия заинтересована в получении высоких доходов от КТК, и для этого предлагает повысить тарифы на прокачку нефти по этому трубопроводу, что, естественно, не устраивает нероссийских участников консорциума.
Есть разногласия между российской и казахстанской сторонами и по цене газа, закупаемого Газпромом в Казахстане. Российский монополист, естественно, хотел бы покупать его подешевле, а Казахстан, учитывая уровень цен на газ, продаваемого Россией в Европу, подороже.
Россию беспокоит активизация в Казахстане третьих стран, связанная, в частности, со стремлением ограничить роль Москвы на мировом энергорынке. Так, в прошлом году Казахстан присоединился к минующему Россию нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В то же время сама Москва пока не может предложить Казахстану совместные проекты, способные решить проблемы доставки этой страной растущих объемов углеводородов на мировые рынки.
Быстро растущий Казахстан стремится играть роль лидера в Центральной Азии. Учитывая непростые отношения между некоторыми странами региона, Россия опасается возможных осложнений, которые, в частности, могут сказаться на деятельности ЕврАзЭС.
В результате экономического роста обеих стран, который идет более высокими темпами, чем в среднем по миру, происходит изменение их глобальной роли, что сказывается и на взаимных отношениях.
Россия и Казахстан имеют все предпосылки, чтобы создать ядро консолидации постсоветского пространства. Но разрешение неизбежно возникающих в ходе наращивания взаимного сотрудничества экономических противоречий невозможно в рамках практикуемого Россией так называемого прагматического подхода, при котором на первый план выходят бизнес-интересы крупнейших российских компаний.