ГИБДД проиграла суд "Газелям"
Арбитражный суд Свердловской области признал недействительным предписание
ГИБДД Нижнего Тагила, выпущенное в октябре 2006 года, о запрете
использования автобусов класса "В" (в России это в основном "Газели") на
междугородных маршрутах.
В октябре 2006 года в Нижнем Тагиле предписанием местного ГИБДД все "Газели"
были сняты с междугородных маршрутов. Инспекторы утверждали, что "Газели"
"не
предназначены для перевозки пассажиров на дальние расстояния (более 50 км)
как несоответствующие ГОСТу Р 4152-2001 на междугородных маршрутах".
Однако городской спортивно-технический клуб "Строитель" ОСТО России оспорил
это
решение в вышестоящей инстанции. Арбитражный
суд Свердловской области признал недействительным предписание ГИБДД и пришел
к выводу, что "Газель" "соответствует всем установленным нормативным
требованиям для использования в качестве транспортного средства
общественного пользования".
Как отмечено в решении Арбитражного суда Свердловской области, автомобиль
"ГАЗ-322132" прошел сертификацию, имеет категорию транспортного средства М2,
автобус класса "В", о чем межотраслевым фондом "Сертификации автотранспорта
САТР" выдано "одобрение типа транспортного средства". Кроме того, суд
обратил внимание инспекторов ГИБДД на то, что в системе сертификации РФ (в
том числе и в ГОСТе, на который ссылалась нижнетагильская ГИБДД) специальные
требования к конструкции транспортных средств категории М2 класса "В" для
использования их на междугородных маршрутах отсутствуют.
Как выяснилось в суде, инспекторов ГИБДД побудили объявить войну "Газелям"
несколько заметок в местных СМИ о нарушениях водителями правил дорожного
движения и, как следствие, о повышении аварийности на дорогах. Других,
более веских аргументов, обосновывающих запрет, представители ГИБДД
предоставить не смогли.
Руководствуясь общероссийскими стандартами, Арбитражный суд не
нашел каких-либо ограничений в допуске данного транспортного средства для
перевозки пассажиров на дальние расстояния и вернул "Газели" на
междугородные и пригородные маршруты.
Отметим, что в России "Газели" являются, наверно, основным транспортным
средством для маршрутных такси. На сегодняшний день в московском парке
частных перевозок доля автомобилей марки "Газель" составляет 90%, остальная
часть приходится на маршрутки-иномарки (10%). В регионах доля "Газелей"
составляет треть рынка. Популярность микроавтобусов марки "Газель" связана в
первую очередь с привлекательной ценой.
Объем же российского рынка частных автоперевозок составляет 2-2,5 млрд.
долларов США в год (при этом на Москву ежегодно приходится 250-270 млн.
долл.). По прогнозам аналитиков, рынок частных автоперевозок будет расти,
так как тарифы в маршрутках вполне могут конкурировать со стоимостью проезда
в городском транспорте.