Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.
В столице Катара Дохе завершился Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Россию на форуме представляла делегация высокого уровня во главе с министром промышленности и энергетики Виктора Христенко и главой ОАО Газпром А. Миллером. Встреча участников ФСЭГ была посвящена вопросам координации добычи и поставок газа. При этом главной интригой форума была, безусловно, перспектива объединения основных газопроизводителей в газовый картель, подобный ОПЕК.
Первый день форума показал, что активная работа по созданию газового картеля уже началась. Хотя пока никаких документов по созданию такой организации подписано не будет. Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко по окончании заседания Форума стран-экспортеров газа заявил, что участниками заседания было принято решение о создании группы высокого уровня по ценообразованию на газ. Как отметил министр, это решение - только шаг к созданию газовой ОПЕК. Хотя страны-экспортеры и не приняли решения о картельном соглашении, но вполне очевидно, что подобная договоренность, направленная на контроль и координацию ценообразования, является шагом к созданию газового аналога ОПЕК.
REGNUM
Распад Украины состоялся
Нынешний срок Путина предложено считать первым
Об одном российско-армянском соглашении, оказавшемся сделкой
Причем следующий шаг на пути к картелю члены ФСЭГ сделают на российской территории. Седьмой форум стран-экспортеров газа пройдет в 2008 году в Москве. По словам В. Христенко, такое решение было принято по предложению российской делегации. Таким образом, Россия выступит координатором группы высокого уровня по ценообразованию на газ, отметил министр. Что означает, фактически, что Москве удалось возглавить объединительное движение газопроизводителей. Что справедливо: политический вес России придает формирующемуся союзу серьезную геополитическую мощь.
Идея создания газовой ОПЕК стала хитом и без того политизированных дискуссий по проблемам мировой энергетики. Особенно после того, как в ходе своего первого визита в Катар в феврале 2007 г. президент России Владимир Путин заявил: Нужен ли он, будем ли мы его создавать - это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны. Позже эту идею в той или иной форме поддержали лидеры всех крупнейших стран-поставщиков газа, которые владеют 70% его мировых запасов.
Реакция потребителей, прежде всего, США и Западной Европы - предсказуемо отрицательная. В начале апреля этого года Палата представителей Конгресса США обратилась к госсекретарю Кондолизе Райс с требованием энергично выступить против создания глобальной организации по вымогательству и рэкету, которая будет представлять основную и долговременную угрозу мировым поставкам энергоресурсов.
Особое беспокойство картельные планы газопроизводителей вызывают в Европе. Это объяснимо: по мнению ведущих исследовательских центров, в долгосрочной перспективе следует исходить из того, что объемы потребления газа будут нарастать. Согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе может возрасти к 2020 году примерно до 640 млрд. куб. м. Одновременно с этим наметилась явная тенденция к сокращению собственного производства, поэтому зависимость Европы от импорта сильно возрастет. По осторожным оценкам концерна E.ON Ruhrgas, исходя из анализа уже заключенных договоров, нехватка газа в Евросоюзе может составить в 2020 году примерно 140 млрд. куб. м.
Однако видеть в объединении газопроизводителей лишь угрозу роста цен, не совсем оправдано. Многие эксперты, в том числе, европейские, отрицают прямую связь между объединением поставщиков газа с ростом его цены. Во-первых, большинство поставок газа в мире осуществляется по долгосрочным контрактам, где цены на газ привязаны к ценам на нефть. Во-вторых, повышение газовых цен может ударить по самим странам-экспортерам, поскольку многим потребителям станет выгоднее перейти на использование угля или возобновляемых источников энергии, или же начать развивать атомную энергетику.
В то же время, как ни парадоксально звучит, угроза вроде газовой ОПЕК нужна и Брюсселю: это хороший аргумент для укрепления единого фронта стран Евросоюза в газовом диалоге с Россией. На что, кстати, обратил внимание СМИ министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко, заметив, что причины озабоченности стран-потребителей газа и их резких высказываний надо искать внутри этих стран. По его мнению, очень выгодно из стран-экспортеров газа нарисовать монстра, создать образ глобальной угрозы, чтобы отвлечь от своих проблем, это традиционный политический прием.
REGNUM
Распад Украины состоялся
Нынешний срок Путина предложено считать первым
Об одном российско-армянском соглашении, оказавшемся сделкой
России, фактически обеспечивающей продвижение производителей газа к объединению, газовая ОПЕК нужна как инструмент формирования правил игры, отвечающих интересам не только потребителей, но и производителей. А с учетом лидерства страны в добыче, экспорте и запасах, для Москвы важна не столько атрибутика в виде формальной организации, сколько возможность влиять на политику всех основных производителей газа, а в перспективе - и транзитеров. И с этой точки зрения газовая ОПЕК может существовать в любом виде - формальном или неформальном.
Еще один важный тактический нюанс: чем громче звучат призывы к созданию газовой ОПЕК, тем меньше упоминаний об Энергетической хартии и требований к России по поводу ее ратификации. Тактика отвлечения внимания срабатывает. А практически для Москвы вступление в координационный картель гораздо менее обязывающий шаг, чем ратификация Хартии со всеми ее неудобоваримыми протоколами. В случае же достижения каких-либо принципиальных договоренностей между ведущими экспортерами газа, принципиально изменятся сами правила игры на этом рынке.
Стратегически для России важно не переборщить с разговорами о газовом картеле. Появление влиятельной организации производителей газа способно серьезно сместить существующий баланс сил и интересов и в дальнейшем стать причиной серьезных конфликтов и противостояний между потребителями и производителями энергоресурсов.
Вполне очевидно, что Иран и Венесуэла - не слишком значимые на газовом рынке сегодня страны - старались втянуть Москву в ненужные политические игрища. Российская сторона не поддалась и, более того, продолжила на форуме активные контакты с Алжиром и Катаром. Именно координация действий с этими ведущими поставщиками газа по-настоящему необходима российским газовикам.
Эксперты сходятся в том, что скоординированная политика может помочь отвязать цены на газ от корзины цен на нефтепродукты. В этом заинтересованы все производители и экспортеры газа, поскольку решение этой проблемы позволит им проводить собственную ценовую политику, независимую от мировой нефтяной конъюнктуры.
Появление организации экспортеров газа позволит им на равных сотрудничать с картелем потребителей в лице Международного энергетического агентства. Однако для полной энергетической безопасности производителям нужно включить в картель еще и транзитеров газа, ведь в основном по их вине срываются поставки потребителям.
Таким образом, формирование картеля отложено. Однако сама идея жива и начинает наполняться конкретным содержанием по наиболее значимой проблеме - цены газа. Это важный шаг в сторону усиления солидарности конкурирующих на рынке газопроизводителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции