При выдаче потребительского кредита банки будут проверять данные клиента по базе утерянных и украденных паспортов. Такое соглашение в целях борьбы с мошенничеством подписали Ассоциация региональных банков "Россия" и Федеральная миграционная служба. Но лазейки для мошенников останутся.
Проверять паспорта заемщиков банкам поможет Федеральная миграционная служба (ФМС). "Проблема кричащая. Банки давно ставят вопрос о необходимости такого сотрудничества", – заявил глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. "Наше соглашение направлено на обеспечение безопасности физлиц, юрлиц и государства в целом", – подчеркнул руководитель ФМС Константин Ромодановский.
В рамках соглашения ФМС и ее территориальные органы будут проверять данные заемщиков. "Работа будет проходить в онлайн режиме. Паспортные данные, полученные банком, будут передаваться в бюро кредитных историй. Оттуда будет посылаться запрос в базу данных ФМС. В режиме "да-нет" программа будет отвечать, находятся данные в базе украденных, утерянных паспортов или умерших граждан", – рассказал Аксаков.
Проверяться будут не только паспорта мигрантов. "Просто база утерянных-украденных паспортов формируется в ФМС", – объяснил выбор партнеров глава банковской ассоциации.
Для безопасности граждан будут соблюдены некоторые ограничения. Так, ФМС не предоставит кредитным бюро персональные данные граждан, сведения служебного или конфиденциального характера. "Никакой угрозы для разглашения персональных сведений в данном случае нет", – заверил Ромодановский.
Мошенничества с паспортами при получении кредитов действительно очень распространены. "Это одна из самых важных проблем в сфере потребительского кредитования", – признает управляющий директор блока "Розничный бизнес" Банка Москвы Александр Шерстюков. "На поддельные паспорта занимают суммы, достигающие миллиардов рублей, а то и долларов", – отмечает Аксаков. Коллекторские агентства – организации, специализирующиеся на сборе долгов, это подтверждают. "Это примерно один случай на 30–50 должников, передаваемых в коллекторское агентство", – рассказал директор по развитию коллекторского агентства Центр ЮСБ Дмитрий Жданухин.
Утерянные паспорта используются в нескольких обманных схемах. Например, мошенники оформляют кредит на потерянный или украденный паспорт, на котором подделывают фото. "С учетом качества современных паспортов определить, была ли фотография переклеена, иногда невозможно", – сетует Шерстюков. В этом случае страдает только банк. "Если у должника паспорт украден или потерян и он обратился в органы внутренних дел с соответствующим заявлением до получения кредита по этому паспорту, потерпевшим от мошенничества будет банк. С лица, указанного в договоре, он получить ничего не сможет", – говорит Жданухин. Нередко к подобной схеме прибегают и сами законные владельцы паспортов.
"Есть случаи мошенничества, когда люди заявляют об утрате паспорта, а потом сами берут по этому якобы утраченному паспорту кредит, – говорит Жданухин. – Чтобы исключить такую ситуацию, в большинстве банков должника фотографируют".
Против таких схем соглашение банкиров и ФМС может действовать эффективно. "Если будет онлайн сервис, это позволит уменьшить случаи мошенничества", – считает Шерстюков.
Однако полностью исключить их не удастся. Ведь бывает, что об утрате документа заявляют после оформления на него кредита. И тут база ФМС бессильна. Для борьбы с этим надо каталогизировать все действующие паспорта. "Хорошо бы создать перечень людей с фотографиями, который был бы доступен банкам", – предлагает Шерстюков. Такая практика существует, например, в Эстонии, отмечает он. Но есть еще одна напасть, от которой кредитные организации не спасут никакие базы. На профессиональном сленге она получила название "черные кредитные брокеры".
Это авторы многочисленных объявлений в духе "помогу взять кредит". Обычно к ним обращаются люди, которые не могут взять кредит легально, например, нигде не работающие. "Брокеры делают ему ксерокопию трудовой книжки со "своей" печатью и справку о зарплате с такой же печатью недействующей организации и отправляют в банк. Там человеку выдают деньги, за что он отдает "помощникам" порядка 50%", – объясняет Жданухин. Возвращать свою часть долга "черные" брокеры, естественно, не собираются. Таким образом, человек оказывается банку должен в два раза больше, чем получил, плюс стандартные проценты. Но те, кто прибегает к подобным услугам, об этом редко беспокоятся – для них зачастую это последняя возможность получить деньги. "Когда приходят приставы или коллекторы, у них ничего нет", – констатирует Жданухин.
Источник: Газета.Ru
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто