Востребованное образование дают не более 15% вузов РФ
Не более 15% российских вузов дают образование, полностью востребованное на рабочих местах. При этом примерно половина выпускников остро нуждается в переучивании и дополнительном образовании. Такие данные привел сегодня на заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
При этом зачастую для многих выпускников речь идет не столько о трудоустройстве в реальной экономике, сколько о рабочих местах в своих же вузах, добавил он.
По мнению А.Фурсенко, ситуацию можно исправить за счет существенного сокращения числа специальностей в бакалавриате и расширения числа специализаций в магистратуре. "20-летний выпускник бакалавриата более подготовлен для выбора конкретной профессии", - пояснил министр.
Отвечая на вопросы членов правительства, А.Фурсенко особо подчеркнул, что выпускник бакалавриата сможет после перерыва продолжить свое образование в магистратуре за счет бюджета. Кроме того, по мнению А.Фурсенко, в будущем возможно создание особой системы договоренностей с предприятиями, которые заинтересованы в продолжении образования сотрудников. В рамках этой системы 3-летнее магистровское образование человек сможет получить за счет работодателя, подписав договор об обязательной отработке в течение 2-3 лет на своем предприятии.
Как заявил ранее глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, образовательная система России на сегодняшний день не может подготовить необходимое количество специалистов, так как наблюдается смещение в сторону высшего образования. За последние годы количество вузов возросло в 2 раза, а количество студентов - в 2,3 раза. При этом из всех, кто занят в народном хозяйстве РФ, только 25% лиц с высшим образованием. "Хотелось бы отметить, что высшее образование не является гарантией успешного трудоустройства", - отметил М.Зурабов.
По данным министерства, 16% молодых людей от 25 до 29 лет (около 100 тыс. человек), имеющих высшее образование, являются безработными. Одновременно около 2 млн россиян не имеют образования, необходимого для устройства на работу. М.Зурабов отметил, что большинство образовательных учреждений основное внимание уделяют подготовке кадров по так называемым общим специальностям (юристы, экономисты, работники сферы обслуживания). Ликвидировать этот дисбаланс министр рассчитывает за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь по заказам работодателя.