Президента США встретит совершенно другая Латинская Америка.
За времена забвения со стороны Соединенных Штатов их "задний двор" успел покрыться красно-розовыми пятнами режимов различной степени левизны. От Венесуэлы и Никарагуа на севере до Боливии на юге, захватывая Бразилию и Эквадор.
Можно спорить, вдохновляются ли лидеры этих стран заветами марксизма или, что более вероятно, боливарианскими идеями борьбы за суверенитет и народное счастье. Но в одном сомневаться не приходится: их объединяют настроения глубокого, причем нарастающего антиамериканизма. Эти политики не забыли и хотели бы сохранить в памяти будущих поколений поразительный исторический факт: потакая эгоистическим интересам своих транснациональных корпораций, США в XX веке сбросили или подорвали стабильность около 40 латиноамериканских правительств.
Сегодня латиноамериканцы великого северного соседа просят более не беспокоиться. Наиболее ярким, в чем-то плакатным носителем такого рода настроений выступает президент Венесуэлы Уго Чавес. Он не только публично предает Джорджа Буша анафеме как дьявола во плоти, но и умело использует бешеные нефтяные деньги, чтобы потеснить США из аргентинской, бразильской и прочих, менее крупных национальных экономик.
Каракас становится своего рода мотором выхода латиноамериканских стран из-под американского влияния, утверждения их независимости и преодоления разобщенности, оставленной им в наследство еще испанскими конкистадорами.
Конфликт венесуэльского и американского президентов настолько на виду, что стал предметом статистики. Опрос, проведенный чилийским исследовательским центром Latinobarometro, показал: в масштабах континента рейтинг Чавеса еще несколько уступает показателям Буша - 28% против 32%, но уже превосходит его во многих странах. На этом фоне есть немало оснований рассматривать нынешний дипломатический вояж Джорджа Буша за южные границы как своего рода личный поединок с Уго Чавесом на латиноамериканском ринге.
Поездка президента США начинается с наиболее сложных для него стран - Бразилии и Уругвая. Региональный гигант Бразилия давно добилась относительной экономической и политической независимости от США, на долю которых приходится всего 19% ее экспорта и 17% импорта. С точки зрения Вашингтона, это ослабление хозяйственных связей сейчас крайне некстати. Америка остро заинтересована в упрочении статуса Бразилии как экономического лидера континента. Но не из соображений чистой филантропии, а для создания противовеса Венесуэле и ее экспорту боливарианской революции. Несмотря на его розовые убеждения бразильский президент Лула да Силва кажется Вашингтону тем умеренным реформатором, который прекрасно подошел бы на роль регионального лидера в пику претензиям радикала Чавеса
Осуществить этот маневр, считают в США, поможет волшебное заклинание: Этиловый спирт. На Бразилию вместе с Америкой приходится 70 % мирового производства этого возобновляемого биотоплива будущего. Впрочем, почему будущего? Уже сегодня именно таким топливом заправляется 8 из каждых 10 новых бразильских автомашин.