"Ивановских узбеков" отпустили в обмен на обещание покинуть Россию
Вечером 5 марта 12 граждан Узбекистана, которых на родине обвиняют в причастности к андижанским беспорядкам 2005 года, были освобождены из Ивановского следственного изолятора, сообщает ИА "Фергана.Ру". В обмен на свободу, как сообщает портал "Права человека в России", "ивановским узбекам" пришлось дать обещание, что они покинут территорию России в течение месяца.
По данным IvanovoNews, сразу после освобождения из СИЗО узбеков поместили в автобус и в сопровождении ОМОНа отвезли в районное отделение внутренних дел. Там, как сообщает портал "Права человека в России", их заставили написать заявления с просьбой о постановке на миграционный учет и обязательством в течение месяца покинуть Россию.
Как заявила Светлана Мартынова, юрист сети "Миграция и право", переселиться в третью страну "ивановским узбекам" поможет Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Необходимые документы, по ее словам, уже готовы, осталось только получить визы.
14 этнических узбеков (в том числе гражданин Киргизии и гражданин России) были задержаны в июне 2005 года по запросу узбекской прокуратуры и помещены в Ивановское СИЗО. Один из них, гражданин России Хатам Хаджиматов был освобожден и уехал в Норвегию, где получил политическое убежище. Гражданин Киргизии Мамиржон Таштемиров теперь, вероятно, будет отправлен на родину.
Дело "ивановских узбеков" неоднократно пересматривалось. В ноябре 2006 года Федеральная миграционная служба РФ отказала им в убежище, ранее Генеральная прокуратура РФ разрешила выдать задержанных Узбекистану, жалобы "ивановских узбеков" на это решение были отклонены. Процедура экстрадиции была приостановлена благодаря вмешательству Европейского суда по правам человека.
Напомним, что после беспорядков в узбекском городе Андижан, которые были подавлены властями, многие жители города покинули республику. Некоторые из них впоследствии были задержаны на территории других страны и выданы Узбекистану. Против экстрадиции андижанских беженцев неоднократно выступали правозащитники, утверждая, что на родине их могут ждать пытки или казнь.