Комитет ГД одобрил поправки в Бюджетный кодекс
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса.
Законопроект устанавливает правовую основу для утверждения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на три года и сокращает количество и содержание чтений федерального бюджета: с принятием поправок он будет приниматься Госдумой не в четырех, а в трех чтениях.
В основу бюджетного планирования предлагается положить метод "скользящей трехлетки", при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. Утвержденные законом проектировки на второй и третий год могут корректироваться в следующем бюджетном цикле.
В отношении региональных и муниципальных бюджетов предусматривается либо утверждение бюджетов на три года, либо сохранение бюджета на один финансовый год при обязательном утверждении среднесрочного финансового плана. При этом устанавливаются единые требования к прогнозам социально-экономического развития разных уровней, содержанию среднесрочных финансовых планов, долгосрочным целевым программам, а также общие требования к составлению проектов бюджетов.
Законопроект вводит дополнительные ограничения для регионов и муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов и налоговых доходов по дополнительным нормативам превышает соответственно 60% и 70% собственных доходов.
В частности, предлагается ввести более жесткие ограничения на предельный размер дефицита, государственного (муниципального) долга и расходов на его обслуживание. Также устанавливается предельное значение дефицита федерального бюджета - он не может превышать 2% ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году.
Вводится норма, согласно которой принятие федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство и влияющих на поступление налогов и сборов, зачисляемых в федеральный, региональные и местные бюджеты, может осуществляться не позднее чем за месяц до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Вместе с тем в ходе рассмотрения законопроекта депутатами Госдумы был высказан ряд замечаний. В частности, они касаются обеспечения прозрачности бюджетного процесса, повышения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. По мнению депутатов, внесение законопроекта в Госдуму было осуществлено в сроки, не позволяющие в полной мере выполнить его нормы при подготовке проекта федерального бюджета на 2008-2010гг. Этим объясняется наличие большого количества переходных положений, вступающих в силу в 2008-2010гг.
Нормы законопроекта, касающиеся дополнительных ограничений на предельные размеры долга, дефицита и расходов на обслуживание долга для высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований, предлагается рассматривать в рамках отдельного законопроекта.
Замечания комитетов также касаются расширения полномочий Минфина, порядка формирования Инвестфонда, сроков внесения и рассмотрения проекта бюджета. Ко второму чтению законопроекта предлагается исключить из него норму, допускающую возможность принятия проекта бюджета без одновременного рассмотрения законопроекта об исполнении бюджета за предшествующий период.
Госдума РФ рассмотрит данный законопроект в первом чтении на пленарном заседании 7 марта 2007г.