Ливийцы отмечают памятные вехи своего революционного прошлого отнюдь не "из-под палки". Триполи живет искренним ожиданием праздника.
"Народовластие уже 30 лет приносит плоды - уровень жизни постоянно растет", - делится в беседе с РИА Новости Хишам - посетитель кальянной в "старом городе". Он помнит тот день, когда была обнародована "Декларация Себхи", и тот энтузиазм, с которым ливийцы встретили провозглашение Джамахирии.
"Джамахирия стремится к установлению добрососедских отношений со всеми странами, особенно с братскими арабскими народами, с которыми нас связывает общая религия и язык", - говорит студентка столичного вуза Джамиля.
Этот, по-видимому, заученный текст учебника она произносит звенящим голосом с радостным выражением лица.
"Ливия - это первая Джамахирия", - подчеркивает она, намекая, видимо, на то, что в скором времени "народовластие" будет взято на вооружение еще не одной страной.
Жизнеспособности "третьей мировой теории" и актуальности "Зеленой книги" был посвящен международный симпозиум в "знаковом" для ливийцев городе - Себхе, где 30 лет назад и было объявлено о превращении Ливийской Арабской Республики в Джамахирию.
Этот населенный пункт в пустыне в 800 километрах к югу от Триполи имеет поистине особое значение для ливийцев. Именно здесь, как говорят, вспыхнула "первая искра" революции 1969 года. Этой "искрой" считается организованная в октябре 1961 года будущим ливийским лидером демонстрация протеста против выхода Сирии из состава Объединенной Арабской Республики. Тогда зазвучали лозунги об арабском единстве и необходимости борьбы с реакционерами.
Много лет спустя Каддафи по-прежнему привязан к этому городку, где он жил, учился и вынашивал революционные планы. Неслучайно "Центр изучения Зеленой книги" расположен как раз в Себхе, а не в столице. В городе действительно все зеленое - и флаги, и плакаты, и воздушный шар с портретом Каддафи, и даже аэропорт.
На симпозиуме ливийский вождь вновь показал, что, несмотря на отсутствие соответствующего официального поста главы государства, он по праву является неформальным лидером Джамахирии. Ему не нужно громко и восторженно выкрикивать хлесткие лозунги с трибуны на просторной площади, чтобы заставить себя услышать. Тихо и проникновенно, не вставая с почетного места в президиуме, уложившись в какие-нибудь сорок минут, он вновь изложил свою концепцию государственного устройства и заставил поверить в реальность и радужные перспективы применения на практике "Третьей мировой теории".
"У нас в Африке другая ситуация. Зачем навязывать нам то, что подходит вам, но не подходит нам? Каждая страна должна найти то, что подходит ей", - сказал он.
По его словам, для развивающихся стран сейчас в мире нет достойного примера, чтобы ему следовать: СССР распался, а в капиталистическом обществе растет социальное неравенство и продолжается "эксплуатация масс". Поэтому Ливия выбрала свой особый путь развития.